Kremlin Pool/Global Look Press
Казалось бы, чем мог удивить нас Путин на 24-м году своего правления, после «возвращения» Крыма, переписывания конституции, сидения в бункере и объявления СВО в соседней Украине? Ничего не предвещало ни перемен, ни сенсаций, когда он в пятый раз официально занял пост президента России. И все-таки ему удалось нас удивить. На третий год полномасштабной СВО Путин заменил никогда не служившего в армии министра обороны Сергея Шойгу на еще более штатского чиновника — экономиста Андрея Белоусова. Информация об этом появилась 12 мая — поздним воскресным вечером — в телеграм-канале Совета Федерации (веяние времени).
Наше издание, посвященное работе российской власти, не могло пройти мимо этого назначения. Мы не будем гадать, как многие другие, почему и для чего Путин его сделал, это довольно бессмысленное занятие, учитывая особенности ментального состояния и самого Путина, и влияющего на него окружения. Мы сосредоточимся на биографии и послужном списке нового министра обороны — второго по значимости человека в государстве, которое третий год ведет очень масштабную и весьма специфическую военную операцию.
Экономическая династия
Андрей Белоусов — потомственный экономист-государственник, последовательно отстаивающий идею государственного регулирования экономики. Его отец Белоусов Рэм Александрович (1926–2008) был известным ученым-экономистом, профессором, членом-корреспондентом РАЕН. В 1950 году закончил МГИМО, работал в экономическом отделе посольства СССР в Берлине, в Экономическом институте при Госплане СССР, участвовал в разработке «косыгинской» реформы 1965 года, направленной на частичную, не затрагивающую идеологических основ либерализацию государственных предприятий и давшую мощный экономический рост, но свернутой к началу 1970-х годов. С 1973 года возглавлял созданную им кафедру управления социально-экономическими процессами Академии общественных наук при ЦК КПСС. Является создателем целой научной школы в области ценообразования и управления, его научные труды переведены на немецкий, английский, испанский, арабский, чешский языки и опубликованы за рубежом. Кроме того, профессор Рэм Белоусов — автор серии книг «Экономическая история России: XX век».
Экономистами стали и оба сына Рэма Александровича — старший Андрей и младший Дмитрий. «На наш выбор повлияла среда, отец на нас не давил,— рассказывал журналу «Огонек» в 2013 году Дмитрий Белоусов. — Отец был довольно закрытым человеком, однако он привил нам культуру проблемного разговора и проблемного мышления. К тому же его друзьями, появлявшимися у нас дома, были вполне содержательные люди, наиболее публичный из них — Валентин Фалин (референт Хрущева и Громыко)». «Помимо непростых людей в кабинете Рэма Александровича появлялись непростые издания, например западные экономические журналы, предназначенные для служебного пользования. Поэтому представления о пользе госпланирования у Белоусовых с самых ранних лет соседствовали с любовью к западным институтам, а плановая экономика постепенно переименовывалась в "структурную"», — уточняет «Огонек».
Дмитрий Рэмович Белоусов (родился в 1972 году) до сих пор занимается наукой, он заведует лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, а также является замгендиректора основанного его старшим братом Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.
С научной деятельности начал свою карьеру и его старший брат. Андрей Рэмович Белоусов (родился в 1959 году) по окончании Второй физико-математической школы поступил на экономический факультет МГУ им М. В. Ломоносова, который с отличием окончил в 1981 году по специальности «экономическая кибернетика», затем продолжил обучение в аспирантуре Центрального экономико-математического института АН СССР (ЦЭМИ), на базе которого в 1986 году был образован Институт экономики и прогнозирования научно-технического процесса АН СССР. В 1988 году он защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук по теме «Имитационное моделирование механизмов формирования и использования оборотных средств (многоотраслевой подход)». «Его трудоспособность была невероятной, он мог просиживать за столом, анализируя реальные цифры и выстраивая глобальную картину экономики, с утра до вечера, — вспоминают его коллеги по ЦЭМИ. — Многое брал на себя добровольно, например, уже в 1990-е сам при своей лаборатории стал издавать ежемесячный аналитический журнал».
«Иное» и думы
Тогда же, в начале 1990-х, кабинетный ученый Андрей Белоусов примерил на себя роль публичного аналитика и участника дискуссий. В 1991 году бывший посол СССР в США и экс-глава МИДа Александр Бессмертных основал при Внешнеполитической ассоциации России центр политического анализа, который проводил круглые столы, так называемые «аналитики», где обсуждались различные темы из политической, экономической и международной жизни. Постоянными участниками «аналитик», проводившихся до 1997 года, были Андрей Белоусов, Олег Генисаретский, Вячеслав Глазычев, Симон Кордонский, Сергей Кургинян, Захирджан Кучкаров, Владимир Малявин, Владимир Махнач, Глеб Павловский, Шамиль Султанов, Сергей Чернышев, Петр Щедровицкий. Принимали участие в заседаниях группы также Алексей Кара-Мурза, Сергей Медведев (включен минюстом в реестр иноагентов), Джахан Поллыева, Дмитрий Галковский, Марат Гельман (включен минюстом в реестр иноагентов), Александр Дугин, Вячеслав Игрунов, Ярослав Кузьминов, Михаил Леонтьев, Виктор Милитарев, Владимир Пастухов (включен минюстом в реестр иноагентов) и другие.
Участники «группы Бессмертных» считали, что американизированная демократия самобытной России не подходит, у нее особый, евразийский путь, поэтому они «засели писать новую идеологию для России». Итогом этой работы стал четырехтомник «Иное».
За экономические прогнозы в группе отвечал Андрей Белоусов. Основатель группы Александр Бессмертных рассказывал впоследствии: «Андрей Белоусов был и остается прекрасным прогнозистом. Он обладает редкой способностью прогнозировать макроэкономические тенденции и одновременно проводить краткосрочный конъюнктурный анализ. Его авторитет был непререкаем. Он уже тогда доказал, что обладает еще одним редким качеством для ученого-экономиста — способен адекватно переводить мысли в слова. Не удивительно, что его оценил президент».