Го
ворят, любое запутанное дело можно разложить на мельчайшие частички и тогда оно станет совсем простым. Сегодня в истории с продажей Opel сложно разобраться даже профессионалам. Комикс про продажу Opel смотрится совсем по-другому, нежели текст. Восприятие гораздо резче. Все шаги и высказывания заинтересованных сторон воспринимаются совсем иначе. Прочитав комикс целиком и сверив с фактурой некоторые отдельные фрагменты, чтобы убедиться в подлинности канвы, я не могу избавиться от чувства абсурда. Все напоминает игру «испорченный телефон». Пожалуй, нет ни одной стороны, кроме правительства Германии, которая бы в полемике не утеряла изначально обозначенную цель. Давайте попробуем задавать вопросы вместе по ходу развертывания событий. Начнем с простого: зачем GM продавать Opel? Сегодня это – одно из самых передовых и прибыльных подразделений концерна. Да, так было не всегда, но кооперация с корейским GM-DAT позволила снизить себестоимость, а ставка на инновации делает продукт конкурентоспособным. Ответ на это можно додумать: надо было отказываться от Opel или Chevrolet, но от последнего американцы отказаться не могут – для США «Шевроле» гораздо важнее «Опеля» А оба подразделения одновременно не спасти. Тогда надо продавать. Зачем долго думать – кому? Почему надо выбирать как-то хитро? Кто больше заплатил – тому и продали бы. Но нет, в расчет берутся какие-то дополнительные соображения. Например, как продать так, чтобы потом объект продажи не стал конкурентом? А разве банкрот имеет право выбора? Непонятна позиция и властей Германии: почему сразу было не догадаться, что если не пойти навстречу, то есть риск просто закрытия заводов, а это смерть сразу 4 городов в Германии, для которых опелевские заводы градообразующие. Понятно, что для германских властей хороший тот, кто гарантирует сохранение рабочих мест и против китайцев они будут двумя руками: китайцам нужны только технологии, а потом производство они выкинут на помойку. Понимая интересы германских властей и видя, что они благоволят к российской стороне, непонятно, зачем делать заявления в духе того, что нам Opel интересен только как источник технологий. Разве такой риторики от нас ждут немцы? К нашей стороне вообще масса вопросов: зачем в консорциуме «АвтоВАЗ»? Почему вообще его имя звучит всуе? Он ведь уже на 25% принадлежит Renault? А французская компания владеет тем же, чем и немецкая, и не владеет тем же, чем не владеют коллеги из Opel (я имею в виду их неумение делать внедорожники). Другое дело – ГАЗ – ему как раз не хватает легковых машин в линейке. Но как банкрот может купить кого-то? Немного курьезный вопрос: почему Герман Греф говорит, что покупка «Сбером» пакета автопроизводителя – это поступок в государственных интересах, а премьер-министр России говорит, что правительство будет наблюдать со стороны. Президент вообще изъясняется округло: мол, поживем-увидим, мы за все хорошее против всего плохого. Разве когда ведут такого рода сделки, не договариваются, как будут объяснять это широкой публике? А вообще, как сделка с покупкой Opel укладывается в концепцию развития российского автопрома? Неужели наша концепция такая гибкая, что предусматривает возможность внедрения иностранного партнера, да еще из числа лидеров, и не в виде большого брата, а в качестве трофея финансового кризиса? Еще мне понравился пассаж про «поможем со сбытом» из уст Олега Дерипаски. Себе помогите! Как идут продажи «Сайбера» у гениальных продажников? Машина является лучшим ценовым предложением, а ее не могут продать, – даже пилотную партию. Опель ждет таких чудо-помощников. Отдельная история про «Фиат» – зачем ему «Опель», если его позиции в некоторых странах даже сильнее, чем у «Опеля» и он, как и Renault, тоже силен ровно в том же, что и Opel? Последний ему ничего не добавит. Странная позиция VW: если Magna купит Opel, то он найдет себе новых поставщиков деталей. А как же поддержка собрата-немца? Дружба-дружбой, а табачок врозь? Должны ли немцы после этого покупать VW, который ведет себя непатриотично? А вообще, так ли им нужен Opel? В последнем номере «Эксперта» один из представителей немецкой муниципальной администрации замечает, что имидж Opel в России лучше, чем в родной Германии. Как это возможно, если у нас все помнят, что «каждая машина со временем становится «Опелем»? Ну и под конец – все встает на свои места: GM понял, что можно и не продавать Opel, деньги есть и их хватит еще надолго. А что произойдет потом? Можно будет запустить эту карусель по новой. Гениально. Американцы всех развели. Хотя, на первый взгляд, никто не проиграл: немецкие рабочие пока при работе, мы показали всему миру, что можем купить крупную автокомпанию, а это приятно для честолюбия, все узнали, что есть еще и в Бельгии крупные предприниматели, которые тоже попиарились и, наконец, сохранен статус-кво. Не вернуть только времени потерянного.