
Москва, 25 марта 2015 года, открытие Театр Романа Виктюка после реставрации здания. Слева направо: мэр Москвы Сергей Собянин, руководитель Департамента культуры правительства Москвы Александр Кибовский, художественный руководитель театра Роман Виктюк, актеры Дмитрий Брусникин и Ирина Апексимова
Komsomolskaya Pravda/Russian Look/ Global Look Press
В день, когда Женя Беркович и Света Петрийчук получили по шесть лет колонии за спектакль, театральная жизнь Москвы была отмечена еще одним известием: прекратил существование Театр Романа Виктюка. Назначенный недавно его худруком Константин Богомолов начал обустраивать новое место с переименования, дабы вычистить саму память о создателе.
Начну не с истории театра, а с его стен — буквально здания, потому что помню, как летом 2015 года мэр Москвы Собянин с помпой открывал обновленный памятник истории и архитектуры после бесконечной и, казалось, безнадежной реставрации. Было ощущение, что и отдали его в 1996 году в пользование Театру Романа Виктюка только потому, что не жалко было. Отдали даже не под полноценный театр со зрителями, хотя называлось это именно так, а как репетиционную базу — ни на что другое эти стены в том состоянии не годилось.
Бывший Дом культуры им. Русакова (а до этого ДК Коммунальников), выдающийся памятник архитектурного авангарда, построенный в 1929 году Константином Мельниковым, стал одним из последних его творений — после 1930 года великому архитектору так ничего и не дали построить. Когда в перестройку среди тысяч иностранцев, потянувшихся в Москву, стали приезжать известные архитекторы, каждый стремился непременно увидеть живьем знаменитый объект — буквально, из учебника по архитектуре. И всех обескураживал его вид: еще в 1930-м заложенные кирпичом оконные переплеты высотой в несколько этажей, призванные автором превратить клуб в «дом света», торчащая тут и там ржавая арматура. Только три зубца, обращенные к Стромынке, —трибуны для зрителей, задуманные как трансформеры, с двигавшимися стенами, и умевшие когда-то превращаться в отдельные помещения, позволяли опознать здание. А внизу был ресторан, не дававший спокойно жить театру, который так и продолжал играть на чужих площадках.
Никому до этого не было дела, и только когда выяснилось, что со стенами все обстоит не так катастрофично, как считалось, и появился меценат, и есть что восстанавливать, за дело взялись, и Департамент культурного наследия выделил госсредства.
Здание Тетра Романа Виктюка, ранее — Дома культуры имени Русакова, спроектированного архитектором-конструктивистом Константином Мельниковым
Komsomolskaya Pravda/Russian Look/ Global Look Press
Спустя долгие годы, на открытии столичный мэр пел оды реставраторам, но главное — Виктюку и его театру. Глава департамента культуры Кибовский в приступе восторга чуть ли не кидался Роману Григорьевичу на шею и уверял в вечном почтении — ненадолго его хватило. Теперь этот чиновник служит советником градоначальника и правительства Москвы по вопросам культурного сотрудничества с новыми субъектами РФ — то есть, с захваченными украинскими территориями.
А Роман Виктюк, родившийся в 1936-м во Львове, умерший в 2020-м в Москве и завещавший похоронить себя на родине, при жизни приветствовал Майдан, а захват украинских земель Россией успел публично осудить. «Я делаю все, чтоб они знали, что я украинец», — говорил он в интервью украинскому корреспонденту «Радио Свобода», там еще был такой показательный момент, когда в ответ на вопрос (позволю себе привести оригинал по-украински) «Президент Володимир Путін — це російський народ. І навпаки, російський народ — це Путін, це така ж позиція?», Виктюк со всей ясностью ответил: «Який же Путін народ? Він від чорта». Что не мешало ему писать на имя Путина обращения о недопущении войны, а до того требовать освобождения девушек из Pussy Riot.
В прекрасной России будущего гражданская казнь Богомолова будет поручена Максиму Виторгану, он заслужил 😉
<<к моменту его появления на свет в польском тогда Львове евреи составляли более четверти населения города, больше там было только поляков.>>
Самое ведь время вспомнить героя Украины эсэсовца Шухевича?
О чем и когда вспоминать, каждый выбирает сам
https://ru.wikipedia.org/wiki/Львовский_погром_(1941)
Темой исторических дискуссий является роль в погроме батальона «Нахтигаль», вступившего 30 июня в город вместе с немцами. Это важно ещё и потому, что одним из его командиров был будущий глава УПА — Роман Шухевич. Немецкий историк Дитер Поль считает, что члены батальона «Нахтигаль» принимали участие в расправе над евреями в тюрьме Бригидки[25]. Однако не все ученые согласны с тем, что батальон участвовал в погроме. Ответу на вопрос, участвовал ли батальон «Нахтигаль» в уничтожении поляков и евреев во Львове, посвящена глава книги Ивана Патриляка[26]. В ней он рассматривает как сами источники, касающиеся пребывания бойцов «Нахтигаля» во Львове, так и формирование советского историографического стереотипа об участии подразделения Дружин украинских националистов в уничтожении евреев и польских профессоров. После изучения источников украинский исследователь приходит к выводу, что, хотя в предвоенной идеологии ОУН содержались положения, призывающие к уничтожению евреев, имеющиеся в наличии источники не подтверждают версию о том, что члены «Дружины» участвовали в уничтожении евреев, он признаёт, что в уничтожении евреев принимали участие некоторые украинцы-члены полицейских формирований (но не батальона «Нахтигаль»)[27]. В еврейском погроме, по его мнению, участвовали только украинские деклассированные элементы («шумовиння»). «Нахтигаль» как организация, по его мнению, в антиеврейских акциях не был замешан, а убийство некоторыми бойцами батальона «Нахтигаль» евреев, учинённое через несколько дней в Винницкой области членами батальона, было совершенно «в состоянии аффекта» по просьбе населения и не было отражением политики ОУН по отношению к евреям[28].
Большое место в аргументации Ивана Патриляка и других украинских историков для подтверждения тезиса, что «Нахтигаль» не причастен к уничтожению евреев и поляков во Львове, занимает утверждение, что показания свидетелей против «Нахтигаля», да и вообще сам интерес к этой теме, появились только после того, как у Советского Союза в 1959 году возникла потребность «свалить» западногерманского политика Теодора Оберлендера. До этого ни на Нюрнбергском процессе, ни в «Акте чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецкофашистских захватчиков», ни в советской историографии обвинения против бойцов «Нахтигаль» не присутствовали[29]. До 1959 года обвинения в убийствах бойцам «Нахтигаля» советской стороной не выдвигались. В материалах «Чрезвычайной государственной комиссии» нет ничего не только о «Нахтигале» и Оберлендере, но и практически ничего (за исключением нескольких свидетельств) не сообщается о Львовском погроме начала июля[30].
Канадский историк Джон-Пол Химка считает причастность Нахтигаля к погрому советской фальшивкой[31].
Если вы решили рассказать мне историю украинских евреев и Львовского погрома в частности, то я очень в теме - полагаю, как и многие наши читатели. Я лишь объяснила в тексте, откуда у Виктюка владение идишем. К моменту погроме ему как раз исполнилось пять лет - вы серьезно считаете, что применительно к нему ваши рассуждения уместны? Надеюсь, что нет. А раз так, не о чем говорить - текст именно про него, он не был антисемитом..
от ИИ на вопрос "одиозен ли Константин Богомолов?":
Константин Богомолов, безусловно, является одиозной фигурой в современном российском театральном и культурном пространстве. Его творческий подход и режиссёрская манера нередко вызывают полярные мнения и бурные дискуссии среди зрителей и критиков.
Богомолов известен своим неординарным и часто провокационным стилем, который включает элементы деконструкции классических произведений, смелые интерпретации и актуальные социально-политические аллюзии. Его постановки могут шокировать публику, что вызывает как восторженные отклики, так и резкую критику. Таким образом, его работы нередко становятся предметом горячих обсуждений и споров в театральных кругах и среди широкой аудитории.
Его одиозность также подкрепляется активным участием в общественных дебатах и нередко вызывающими заявлениями в СМИ. Всё это способствует формированию его репутации как одной из самых заметных и противоречивых фигур в современной российской культуре.
"Виктюк, по его признанию, говорил по-украински, по-польски и на идише", - утащу в копилку ржача для студентов. Хотя нет, лучше сразу весь текст, чтоб было не до смеха. Начнем со здания, конечно.
What's funny?
А чё, по-русски Виктюк не говорил? Или говорил, но не признавался?
Why so english?
Such much?
И Лебедев-Кумач