В издательстве «Новое литературное обозрение» выходит книга «Знаки иного мира. Русское спиритуалистическое движение второй половины XIX — начала XX века».

Русский спиритуализм был заметным и уникальным религиозным движением на рубеже XIX-XX веков. Его адепты мыслили себя научным авангардом, стремящимся заглянуть туда, куда еще не могла или не смела заглянуть академическая наука. Они поставили перед собой цель, от достижения которой наука отказалась: доказать, что между земным и духовным мирами существует связь.

Книга исследует историю русского спиритуализма, помещая его в мировой контекст и в то же время рассматривая движение как целостный религиозный феномен отечественной культуры второй половины XIX — начала XX века. Автор вводит в научный оборот исторические материалы, позволяющие составить представление о повседневных спиритуалистических практиках, отношениях между разными группами и многообразии спиритуалистических учений.

Владислав Раздъяконов — доктор философских наук, профессор кафедры истории религий Центра изучения религий РГГУ.

Русское общество экспериментальной психологии

Русское общество экспериментальной психологии (далее в этой главке — РОЭП) было первым и единственным воплощением мечты русских спиритуалистов о научном обществе для изучения медиумических явлений. Его появление стало возможным благодаря продолжающемуся процессу институционализации психологических объединений и формированию крупных международных ассоциаций. Первый конгресс экспериментальных психологов состоялся в 1889 году в Париже, второй — в 1892 году в Лондоне, в 1893 году прошел «психический конгресс» в Чикаго, принявший в качестве руководящего девиз «Психическое и физическое — две стороны одного щита». Словосочетание «экспериментальная психология» продолжало в 1890-е годы служить эгидой, под которой могли действовать представители разных научных, паранаучных и оккультных направлений, заинтересованных в изучении загадочных явлений человеческой психики. Многие спиритуалисты приветствовали развитие экспериментальной психологии, потому что считали, что она делала при помощи своего инструментария то же, что и они: изучала «душу» как особого рода тело при помощи эмпирических и математических методов. Рассуждая о «лабораторной психологии», французский психолог Альфред Бине стремился упредить, по его мнению, очевидный вопрос его читателей: