Фото: publico.pt
В XX и XXI веках самые разные нации сталкивались с похожими проблемами после падения существовавших ранее автократий. Выяснялось, что крах опостылевшего режима сам по себе не даёт больше свободы, но вот знакомый уклад жизни рушит кардинально. Бывшие тираноборцы устремлялись к своей тирании, а споры между политическими противниками перерастали в вооружённые столкновения.
Португальский опыт 1970-х годов в этой связи весьма примечателен. С одной стороны, жители республики совершили едва ли не все ошибки, возможные при демонтаже старой диктатуры. С другой — в решающий момент португальцы проявили удивительную выдержку и мудрость, нечастую даже для граждан устоявшихся демократий.
Из первой части материала читатель мог узнать, как лиссабонская Революция гвозди́к обошлась без большой крови, почему все потрясения пришли в страну потом и из-за чего «португальский де Голль» генерал Спинола бесславно проиграл капитанам из ультралевого «Движения вооружённых сил». Вторая часть объясняет, почему Португалия в итоге предпочла здравый смысл установлению новой автократии и гражданской войне.
Корниловский мятеж в Лиссабоне
В сентябре 1974 года революционное ДВС выставило за дверь португальской политики первого президента новой Португалии Антониу ди Спинолу. И несгибаемый военный жаждал вернуться туда с чёрного хода.
Низвергнутый политик мечтал силой низложить тандем соправителей: левых премьера Вашку Гонсалвиша и командующего революционной гвардией COPCON Отелу Сарайвы да Карвалью. Оба деятеля, как и их противник, были кадровыми офицерами, и после Революции гвоздик надели генеральские погоны.
Президентом после отставки Спинолы числился генерал Франсишку да Кошта Гомиш — человек умеренных взглядов, но всецело послушный радикальному дуэту.