Н.С. Хрущев в компании Мао Цзэдуна на трибуне на площади Тяньаньмэнь в Пекине во время парада в честь 5-й годовщины образования Китайской Народной Республики. В первом ряду 1-й слева - Чэнь Юнь, 2-й - Чжоу Эньлай, 3-й – Ким Ир Сен, 4-й - Чжу Дэ (его лицо закрыто  рукой Мао). 1 октября 1954 г.

Н.С. Хрущев в компании Мао Цзэдуна на трибуне на площади Тяньаньмэнь в Пекине во время парада в честь 5-й годовщины образования Китайской Народной Республики. В первом ряду 1-й слева - Чэнь Юнь, 2-й - Чжоу Эньлай, 3-й – Ким Ир Сен, 4-й - Чжу Дэ (его лицо закрыто рукой Мао). 1 октября 1954 г.

фото: РГАСПИ

В связи с отмечаемым 1 октября 75-летием КНР хочу такой вопрос задать. Без помощи СССР/Коминтерна не было бы Компартии Китая и Китайской Народной Республики?

— Сложный вопрос, на который, собственно говоря, нет ответа. Ведь история, как известно, не терпит сослагательного наклонения. Что было бы, если бы не было советской помощи или помощи Коминтерна китайскому революционному движению, никто не знает. Смогла ли бы тогда китайская радикальная интеллигенция, группировавшаяся вокруг Ли Дачжао и Чэнь Дусю, создать коммунистическую партию? Возможно, и смогла бы. Но когда бы это произошло, никто не знает.

А как же крылатое высказывание Мао, повторяемое сегодня председателем Си: «Орудийные залпы Великой Октябрьской революции донесли до нас марксизм-ленинизм»?

— Атмосфера в Китае тогда радикализировалась не столько в связи с Октябрьской революцией, которая непосредственно не оказала никакого влияния на Китай; сам акт взятия большевиками власти был фактически не замечен в Китае, всего несколько газет об этом написали. А вот то, что Красная армия подошла к границам Китая, разгромив белые войска в Сибири и на Дальнем Востоке, это, конечно, оказало существенное влияние на настроения леворадикальной китайской интеллигенции. Но смогла бы она без непосредственного вмешательства Коминтерна объединиться, это вопрос, на который нет ответа.

Еще более сложный вопрос — смогла бы коммунистическая партия захватить власть в Китае в 1949 году без помощи Советского Союза? Совершенно неизвестно! Может быть, они создали бы коммунистические войска, может быть, они бы начали партизанскую войну. Но, скорее всего, никакого единого фронта они бы не создали. Финансовых вливаний из Москвы у них не было бы. Так что можно не сомневаться, что Советский Союз и Коминтерн действительно оказали колоссальнейшую помощь КПК и во многом стимулировали и образование в Китае самой коммунистической партии и ее победу в гражданской войне. Тем же захватом Маньчжурии, конечно, Сталин очень помог китайским коммунистам, ведь он передал им все захваченное у японцев трофейное вооружение. Да к тому же не пустил в Маньчжурию гоминьдановские войска. Москва помогала и в выработке стратегической и тактической линий Компартии Китая, а также оказала огромную финансовую и военную помощь. Это общеизвестный факт. Но опять же, это не свидетельствует о том, что без помощи Советского Союза ничего в Китае не было бы. Возможно, и было бы. Но, повторюсь, история не терпит сослагательного наклонения.

В варианте победы в гражданской войне в Китае 1930-х — 1940-х годов и утверждения власти Гоминьдана Китай достиг бы столь же впечатляющих успехов, как при коммунистах, особенно в реформенный период в последние 45 лет?

— Этот вопрос из той же оперы, и на него также нет ответа. Мы не знаем, что было бы, если бы Гоминьдан победил. Оказавшись на Тайване, Чан Кайши начал реформы политические, экономические, социальные, финансовые, а также реформы в партии и армии. Распустил, по сути дела, партию. Потом воссоздавал ее. Но он потому это сделал, что проиграл в гражданской войне. А стал бы он это делать, если бы победил, мы не знаем. Скорее всего, нет. Но опять же, это все догадки. Думаю, что нет. А может быть, лет через 20–30 все-таки и начал бы, осознав, что Китай идет не туда. Но в первые годы, скорее всего, Чан стал бы осуществлять принципы, изложенные им в своих книгах «Судьба Китая» и «Китайские экономические теории», изданные в начале 1943 года.