Алексей Беляев-Гинтовт, «Звездолеты», 2019  (холст, типографская краска, сусальное золото, ручная печать по трафарету, 100x150 см)

Алексей Беляев-Гинтовт, «Звездолеты», 2019 (холст, типографская краска, сусальное золото, ручная печать по трафарету, 100x150 см)

vladey.net

Действия власти, направленные на дискредитацию современного искусства и борьбу с ним, пока, похоже, не многими замечены. Кто-то скажет, что и внимания на это можно не обращать — в конце концов, что такое изъятые из экспозиции картины или скульптуры на фоне войны, где гибнут люди и уничтожаются города? Но это фальшивая логика и ложный путь, ибо опыт говорит об обратном: преследование искусства — верный знак того, что будут уничтожать людей.

Исключений из этого правила история, увы, не знает. На днях мне пришлось объяснять прекрасной немецкой фрау, родившейся еще в Третьем рейхе, ситуацию с Третьяковкой, где неделю назад расформировали отдел новейших течений. И аналогия легко нашлась: сюжет с «дегенеративным» искусством в нацистской Германии, когда в течение даже не месяцев, а недель обобрали лучшие музейные коллекции европейского модернизма, уволили десятки музейных директоров, тысячи работ физически уничтожили. Достаточно было едва напомнить эту историю, чтобы моя собеседница поняла, о чем речь. Спросила только, было ли что-то подобное в России. Мне оставалось лишь расписать в ответ, как в 1929-м уничтожили в Москве Музей живописной культуры (МЖК) — первый в мире музей современного искусства, как параллельно прекратили свое существование подобные музеи в других городах СССР, как приговорили их коллекции…

То, что мы наблюдаем сегодня, не буквально повторяет прошлое — пока. Но происходящее очень напоминает те, почти столетней давности, события. По крайней мере, их начало. Речь и об изданном неделю назад приказе о расформировании Отдела новейших течений в Третьяковке — к нему мы вернемся в одной из следующих публикаций, и о прошедшей только что, в выходные, ярмарке современного искусства Cosmoscow в Москве.

Утром в пятницу, когда ярмарка только открылась, многие увидели в фейсбуке пост Ирины Затуловской — известной художницы, обладающей безупречной профессиональной репутацией и имеющей за плечами, среди прочего, персональную выставку в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Объясняю ее статус для тех, кто не в теме, — это важно в контексте случившегося. Выяснилось, что среди многих работ Затуловской, выставленных на стенде галереи Who I Am, была одна, которую администрация Cosmoscow еще вечером, накануне вернисажа, потребовала снять. Без объяснения причин.

Ирина Затуловская «Пиджак» (2014)

Удален был «Пиджак» с текстом «Полночи в Москве» Осипа Мандельштама: «Я человек эпохи Москвошвея, смотрите, как на мне топорщится пиджак». Художница удивлялась, что цензоры могли что-то иметь против Мандельштама. И правда, не верилось, что стихи могли послужить основанием для изъятия работы. Хотя еще труднее поверить, что проверявшие опознали автора. «Есть блуд труда и он у нас в крови» — это скорее для нас, не для них. Просто они увидели много букв, много слов — мало ли каких. И пиджак куцый, далек от их идеала. На всякий случай — ну его.