Танкер с российской нефтью в немецком порту

Танкер с российской нефтью в немецком порту

Фото: Lars Klemmer / dpa / Global Look Press

ЕС обещает к январю ввести новые санкции против России, в основном они должны касаться перевозок нефти и СПГ. США обещали ввести аналогичные меры, но это было еще до того, как Дональд Трамп победил на президентских выборах. В самой России между тем общественность живо обсуждает слух о возможном слиянии трех крупнейших нефтяных компаний в мегакорпорацию. Поговорили обо всем этом с независимым экспертом Сергеем Вакуленко.

Еще до американских выборов СМИ публиковали утечки о том, что США и ЕС готовят новые санкции относительно российской нефти и российского сжиженного природного газа. В частности, говорилось о санкциях относительно танкеров «теневого флота» и газовозов. С вашей точки зрения, избрание Трампа в США и возможная отставка Шольца в Германии может скорректировать эти планы с учетом намерений Трампа опустить цены на нефть и возможности прихода в Германии к власти правых партий?

— Мне кажется, что роль Германии здесь будет не очень велика. Кроме того, я подозреваю, что в чисто избирательном смысле, скорее, немецкие партии сейчас будут склоняться к менее радикальной позиции в отношении России.

Дело здесь вот в чем. Есть блок Сары Вагенкнехт, который достаточно электорально успешен и который как раз пропагандирует чуть ли не полное снятие санкций. Стандартное прагматичное поведение партий в такой ситуации — это делать хоть что-то, чтобы их избиратель не утекал к BSW, AFD и им подобным партиям. В таких ситуациях партии, которые атакуются, в той или иной мере берут себе хотя бы часть этой риторики. То есть если они видят, что какое-то движение не популярно, что избиратель начинает голосовать ногами, они склонны что-то по этому поводу делать.

Если говорить про США, то какие-то попытки заставить режим «ценового потолка» для нефти работать все время предпринимаются и какие-то меры пытаются искать. Пока, пожалуй, единственное, что хоть как-то работает (и здесь ключевое слово — хоть как-то) — это наложение санкций на конкретные танкеры. Пока было видно, что они хотя бы на какое-то время не использовались, хотя потом вроде бы снова начинали использоваться. Это если говорить о нефти. Если говорить о газовозах, это тема немного другая, потому что газовозов гораздо меньше, они гораздо заметнее. Покупатели сжиженного газа тоже наперечет. Это все-таки, так скажем, более аристократичный бизнес, чем торговля нефтью, где игроков очень много и они очень разные. В нефти можно организовать «левого» трейдера, который будет рисковать: его санкционируют, он закроется, откроется какой-нибудь новый, будет прятаться за номиналами. Нефть нужна всем, всегда найдется кто-нибудь, кому можно продать. Газовое торговое сообщество гораздо меньше, и в нем такие трюки гораздо тяжелее проходят. Поэтому там санкционировать корабли проще, и там гораздо больше страхов, что купишь газ с санкционированного танкера, начнут копать, что-нибудь найдут, сделают больно. Зачем?

Давайте теперь по существу предлагаемых мер. Например, относительно «теневого флота» танкеров упор делается на угрозу экологии из-за того, что большая часть этого флота — старые корабли. А последнее время появилась еще такая тема, как спуфинг — перегрузка нефти с танкера на танкер в открытом море. Насколько обоснованы, с вашей точки зрения, эти претензии, а главное, насколько их обоснованность может повлиять на введение санкций и, соответственно, на их, как говорится, соблюдение?