Одновременно с ростом консерватизма в России идет бум креативных проектов. И он не исчерпывается культурными инициативами. Инновации, «небесная цивилизация дронов» и жизнь на Луне — это то, на что российское государство готово давать деньги. Поговорили об этом с журналистом и автором серии текстов о науке в России Кириллом Ризаевым.
— Кажется, сейчас в России есть более актуальные темы, чем наука и технологии. Почему ты решил обратиться именно к этой теме?
— Первым поводом стало назначение Андрея Белоусова, экономиста и технократа, на должность министра обороны. О Белоусове я почти ничего до этого не знал, но журналисты Фарида Рустамова и Максим Товкайло выпустили несколько заметок о нем, которые меня очень заинтересовали. Его повестка борьбы с коррупцией меня не сильно впечатлила, а вот его связь с инновациями показалась любопытной. Вообще идея «модернизации» обычно ассоциируется с Дмитрием Медведевым, но Белоусов в 2011 году создавал Агентство стратегических инициатив (АСИ) не для него, а уже для Владимира Путина. Хотя атмосфера была иной: была надежда на прогресс, на свою Кремниевую долину и спокойное будущее. А оказалось, что эта повестка предвыборной кампании Путина.
Тут мы и подходим ко второму поводу. Я уже около двух лет изучаю вопросы культурной политики. Мы с коллегами, как и само государство, называем ее системой креативных индустрий. Я давно начал замечать в соцсетях, что у людей из моего родного города есть особый язык, которым они описывают и себя, и свои работы. Он показался мне очень чиновничьим, очень функционерским, но одновременно неожиданным. В нем соединялись бюрократичность и инновационность. Например, очень много англицизмов. Эти люди называют себя не художниками, а креаторами. И выяснилось, что государство достаточно активно, я бы не сказал поддерживает, но интересуется и как бы обрабатывает молодых людей, которые хотят, например, создавать ювелирные украшения или современный театр. На все это выделяются деньги. Это происходит и на федеральном уровне Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ), и на региональных уровнях.
С этого, собственно говоря, я вышел на новое понимание роли Росмолодежи. О ней я знал больше, чем о Белоусове, еще со времен Кристины Потупчик и движения «Наши». Я понял, что степень присутствия инициатив Росмолодежи в субъектах Российской Федерации очень высокая. Может быть, в Москве это меньше заметно, потому что, как правило, там ландшафт более разнообразный. Но в каком-нибудь крупном российском городе большая часть молодежных культурных событий будет проходить при той или иной степени участия Росмолодежи. И вот когда я начал погружаться в биографию Белоусова, я пришел к мысли, что культурная политика — скорее производная от научно-инновационной.
И третий момент — это сеть организаций, которые курируют инновации. Ее масштаб меня удивил.
Есть бесчисленное количество форумов: «Армия», «Технопром», «Иннопром», Russian Creative Week. На первый взгляд кажется, что они не связаны друг с другом, но это не так. У меня было почти физическое ощущение, что масштаб взаимосвязей меня просто задавит.
Например, Конгресс молодых ученых, который прошел в «Сириусе» недавно. Его организатор — Росконгресс, государственный подрядчик всех подобных встреч. Есть Корсовет по делам молодежи в области науки. Есть АНО «Национальные приоритеты», официальный оператор Десятилетия науки и технологий. Его миссия, прописанная на сайте, повышать индекс счастья в России. По сути, это пиар-организация, которая занимается информационным сопровождением всех национальных проектов. Но когда я только начал изучать Десятилетие науки и технологий, создавалось впечатление, что это реально исследовательский проект.
— Да, про субъектов этой системы мы еще поговорим. Хочу сразу у тебя уточнить, а насколько это вообще сопоставимо с военными расходами, о которых все говорят? Или, к примеру, с «Движением первых», на которое в ближайшие годы планируют потратить 60 миллиардов рублей.
Насчет того, сколько у методологов реально власти, напомню недавнюю новость о них же.
18 Oct 2024 · Суд приговорил экс-главу Российской венчурной компании (РВК) Александра Повалко к четырем годам колонии
В этой всей истории "молодежная" составляющая главное, а остальное - средства и инструменты. Строится канал который уводит молодых, думающих и активных людей от политики, грубо говоря. И это как раз технология, в которой методологи могут быть реально эффективны. Ничего реально научно-технического они не построят, поскольку антинаучная ересь по сути, но манипулировать поведением могут, тут антинаучность не мешает, это примерно как религия работает.
Как мне видится это все " Замки из песка", увести молодых на какое то, очень небольшое время возможно, но это все ерунда. СССР как сильному, научному и идеологическому государство , это удавалось делать, относительно долго , но к середине 70-х (уже!) " пошла гангрена".
Чем собирается привечать молодежь, современная россия?
СССР был слишком жесткой унифицированой системой для таких вещей, это и было одной из причин острых "проблем управления", которые хотели решать отцы методологии. А тут они практически под себя построили очень гибкую систему. В ней ничего святого нет, а если есть - то ненадолго, пока не поменялась методичка. Её адаптивность часто недооценивают.
Тогда для живучести, этой системы, необходима глупая и "недалекая" молодежь, а это тоже палка о двух концах. Во первых ,ничего толкового создать и научится чему либо такие люди не могут, по определению , во вторых , эту массу молодых людей может "увести" так же легко и другие идеологии ( скорее всего не очень хорошие).
Православный богомолец Белоусов как визионер и прогрессор - это, конечно, очень смешно.
хаха. Главный в России в науке нынче Ковальчук. И это хорошо.
А про методологов это он интересно слил контору, буквально жизнь под угрозу поставил. Предположу, что ради этого вся невнятица выше и писалась. Кириенко тут как-то не засветился, но, похоже, они с Белоусовым на пару поляну пашут.
чего-то Юдин замолчал
Тоже, кстати, заметила.
много слов, понятных по отдельности, так и не нарисовали нам ничего конкретного. Портрет собеседника - хорошая иллюстрация: человек вроде настоящий, но компьютерая текстура вместо человеческой кожи
придает ему ощущение андроида
страна катиться в пропасть с возрастающей скоростью, а Republic вдруг решил изобразить «нормальность». Воспевается креативность в разработке дронов для убийства людей. Republic, ты сбрендил такое публиковать?!
Ага, именно. "Он, конечно, был каннибал, но зато какие делал бифштексы..."
Апофеоз невнятности.
Всё лучше, чем водку пить, как говаривал Дм.Дм. Или в окопе сидеть, я добавлю.
Не вижу невнятности. На несущейся в огненную пропасть литосферной платформе люди строят себе каморки из слоновой кости, утешая себя тем, что гонят нетленку вопреки бренности. Обычное дело при любой диктатуре.
А с другой стороны - чем им ещё заняться? Я уже писал, что стратегия добровольно садиться в тюрьму аналогична лобовым штурмам на фронте. Пусть уж каждый делает то, что у него получается. Тем более, что очень узок круг таких инноваторов и страшно далеки они от народа.