В минувшее воскресенье дирекция парижской Синематеки приняла под давлением общественности историческое решение и отменила запрограммированный в рамках ретроспективы Марлона Брандо сеанс «Последнего танго в Париже» Бернардо Бертолуччи. На родине кино и в столице синефилии такое случалось прежде лишь раз — в 2017 году на волне движения MeToo ассоциации, занимающиеся защитой прав женщин, добились запрета ретроспективы режиссера Жана-Клода Бриссо, осужденного в 2005-м за сексуальные домогательства.
«Чтобы снизить градус напряжения и избежать ненужных рисков для безопасности наших зрителей и сотрудников, мы вынуждены отменить воскресный сеанс» — гласил официальный пресс-релиз. Напряжение, возникшее сперва в соцсетях, а затем и в прессе, разумеется, было связано с печально знаменитой сценой имитации анального секса между героями Марлона Брандо и Марии Шнайдер, в ходе которой актер, чье столетие отмечают в 2024-м, использует в качестве лубриканта сливочное масло. Как известно из многочисленных свидетельств членов съемочной группы, этот эпизод не фигурировал в изначальном сценарии, а был тщательно продуманной Бертолуччи провокацией. Дебютантка Шнайдер не должна была знать о режиссерских планах, в которые Бертолуччи посвятил лишь Брандо. «Неприятный сюрприз» вызвал необходимую демиургу бурную реакцию, оставшуюся на пленке, а значит в вечности. Бертолуччи впоследствии охотно делился с журналистами этим «анекдотом», до самой смерти полагая, что обман и насилие такого рода — неизбежная часть художественного процесса, позволяющая гению добиться поставленной цели, то есть сотворить шедевр.