В рамках обострившейся в период кризиса борьбы с оффшорами и бюджетного послания президента Минфин подготовил поправку в статью 7 Налогового кодекса. В передаче «Ведомостей», смысл поправки сводится к тому, что если фактическим получателем доходов является физическое лицо или организация, не являющиеся налоговыми резидентами государства, с которым Россией заключен договор об избежании двойного налогообложения, то правила данного договора на них не распространяются, и к полученным им доходам будут применяться ставки, предусмотренные российским Налоговым кодексом, а не соглашением. Таким образом, предполагается обложить по российским ставкам конечных бенефициаров – отечественных бизнесменов, скрывающихся за оффшорными компаниями. Что это значит на практике? Возьмём, к примеру, наиболее популярную у наших бизнесменов юрисдикцию – Кипр. В настоящее время по соглашению с Кипром об избежании двойного налогообложения, дивиденды, выплачиваемые российской компанией резиденту Кипра, облагаются налогом в России по ставке 5% при условии, что «лицо, имеющее фактическое право на дивиденды» прямо вложило в капитал компании сумму эквивалентную не менее 100 000 долларов США. Во всех остальных случаях налог составит 10%. Российские же ставки для дивидендов составляют 15% (для организаций) и 20% (для физлиц). В настоящее время статья 7 НК гласит, что если международным договором России установлены иные нормы, чем Налоговым Кодексом, то применяются нормы международного договора. Это по сути лишь повторение закреплённой в Конституции нормы о приоритете международных договоров над внутренним законодательством. Следовательно, чтобы ввести поправку в действие, придётся менять все соглашения об избежании двойного налогообложения, а таковых уже около восьми десятков. На это потребуются, несомненно, годы и годы. И до тех пор, пока не будет изменён договор с самой последней и малозначительной юрисдикцией, поправка не сможет вступить в силу. Даже если каким-то чудом удастся враз поменять все восемьдесят международных соглашений, то провести новую политику в жизнь всё равно будет нелегко, если вообще возможно. Кипрские компании обычно служат лишь промежуточным звеном – далее дивиденды уходят в компании, зарегистрированные в подлинных оффшорах где-нибудь на островах Карибского бассейна. А «с Карибов выдачи нет», соглашения с этими юрисдикциями отсутствуют, и получить оттуда информацию о реальных собственниках практически невозможно. Самое любопытное, что уже сейчас соглашение с Кипром использует термин «лицо, имеющее фактическое право на дивиденды». А в других соглашениях (например, с Францией) прямо говорится о «фактическом получателе дивидендов», то есть, по сути, о бенефициарном собственнике. Но, как ни странно, в апреле сего года поправкой к соглашению с Кипром (пока не вступившей в силу) эти термины были зачем-то специально приравнены друг к другу, как если бы ранее были сомнения в их тождестве. При том, что в кипрском (англоязычном) тексте соглашения использовался именно термин “beneficial owner”. Так зачем всё это делается? По-видимому, просто для того, чтобы по долгу службы отреагировать на требования свыше и отрапортовать о борьбе с уклонением от налогов. Но оффшоры никуда не денутся – они будут до тех пор, пока на них сохраняется спрос, порождаемый самой мощью налогового пресса в большинстве современных государств.