Эра, когда телекомы – владельцы инфраструктуры – претендовали на бóльшую долю потребительского кошелька, чем сервисные компании, завершается. Развитые рынки близки к насыщению, все, кто хотел подключиться, уже подключились, и новых абонентов брать неоткуда. Ценовые войны потеряли всякий смысл, поскольку абонентская плата уже успела опасно приблизиться к себестоимости. Увеличение пропускной способности абонентских каналов подвисло в воздухе, так как, как выяснилось, далеко не всякому пользователю нужны скорости под 100 Мбит/с: у многих из них попросту нет задач, требующих подобных скоростей. Современному пользователю широкополосного доступа все равно, откуда смотреть видеоклип любимого исполнителя: с VoD-сервера своего провайдера или с YouTube, – только ссылку на YouTube увидеть в чьем-нибудь блоге намного больше шансов.
Владельцы интернет-сервисов, не вложившие ни копейки в строительство канальной инфраструктуры, оттесняют от денег тех, кто эту инфраструктуру строил и оплачивал. Телекоммуникационные операторы вдруг обнаружили, что остались смотрителями при трубе, но вот нефть, которая по этой трубе доставляется пользователям, продается мимо их носа совсем другими людьми. Неудивительно, что телекомы, – то один, то другой, – в последнее врем чем дальше, тем активнее пытаются играть на чужом для себя поле, бодаясь с тем же «Скайпом».
И вот в бой вступили свежие серьезные силы: Google открыл для всех желающих свой «гуглофон», – пока что только в Штатах. Google Voice, выросший из стартапа GrandCentral, приобретенного корпорацией в 2007 г., представляет собой VoIP-сервис, общее число пользователей которого около 1 млн человек, – довольно скромно по сравнению с более чем 500 млн зарегистрированных пользователей «Скайпа». Зато функциональность «гуглофона» выглядит побогаче скайповской: помимо бесплатных звонков, дешевой международной телефонии и конференц-связи юзерам предлагается один Google-номер для всех телефонов, возможность переключаться с телефона на телефон во время разговора и даже такая экзотика, как транскрибирование голосовых сообщений, не говоря уже о всяческой фильтрации абонентов, настройке персонализированных приветствий и прочих рюшечках.
Google Voice является конкурентом, в первую очередь, для «Скайпа», но и телекоммуникационным компаниям следует держать ухо востро. Пока что и у одного, и у других имеется приличная фора благодаря тому, что «гуглофон» предоставляет свои услуги только в США. Для выхода на рынки других стран корпорации предстоит решить немало технических и, в особенности, юридических проблем. Усилиями телекоммуникационных лобби именно предоставление VoIP-сервисов обставлено во многих странах огромным количеством рогаток: например, в России для этой деятельности необходимо получать специальную лицензию с довольно жесткими условиями.
Но эта фора – не повод расслабляться, а повод вспомнить анекдот: «Мы медленно-медленно дожуем травку и медленно-медленно спустимся с горы...». Сегодняшний массовый рынок принадлежит тем, кто лучше всех умеет донести рекламу до широких слоев клерков и домохозяек. А возможностей такого рода у «Гугла» больше, чем у кого бы то ни было в мире: мало того, что компания является лидером на рынке контекстной рекламы и владеет рядом наиболее популярных и посещаемых рекламных площадок, так партнерами принадлежащей ей системы Google AdSense является бесчисленное множество веб-сайтов самой разнообразной тематики по всему интернету. И когда придет пора продвигать «гуглофон» в других странах, можно быть уверенным, что его реклама будет литься на пользователя изо всех щелей, причем самому «Гуглу» проведение тотальной кампании обойдется сравнительно недорого. Так что даже «Скайпу» придется непросто, а уж национальных телеком-операторов точно ожидают лихие времена: Наполеон утверждал, будто Бог выступает на стороне больших батальонов.