Весь Екатеринбург живет одним днем – пятницей, 17 сентября. В этот день, в 14:00 на крупнейшей муниципальной площадке – в киноконцертном театре «Космос», способном вместить до 4000 человек – состоятся публичные слушания по внесению изменений в Устав муниципального образования «город Екатеринбург». Впрочем, исходно публичные слушания должны были пройти в гораздо более скромном зале (там, где такие мероприятия проходят обычно) – в актовом зале администрации города, мест на 400.
Почему перенесли? Потому что только на выступления записались 548 (пятьсот сорок восемь!) желающих. По регламенту проведения публичных слушаний право выступления предоставляется только тем, кто запишется не менее чем за семь дней до даты их проведения, и обычно этого правила вполне хватало, чтобы не записывался просто никто: когда нормальный человек вспомнит о том, что надвигается дата слушаний, срок для записи уже и пройдет. Теперь оргкомитет слушаний стоит перед нетривиальной задачей: никому из тех, кто записался на выступления и корректно сформулировал свои предложения, нельзя отказать, надо предоставить право выступления – и в то же время сделать так, чтобы слушания не затянулись на несколько дней или даже недель.
Такой беспрецедентный ажиотаж связан с предметом нынешних публичных слушаний. Вынесенные на них изменения в Устав предполагают отмену прямых выборов мэра (Главы города). Вместо этого в Екатеринбурге должен появиться «сити-менеджер» (Глава администрации города), назначаемый на конкурсной основе; конкурсная комиссия будет на 2/3 назначаться городской Думой, и на 1/3 – губернатором Свердловской области. Сохраняется и должность Главы Екатеринбурга, но этот человек будет выбираться депутатами из своего числа и будет совмещать свои полномочия с полномочиями председателя городской Думы. Это не так сложно: все реальные исполнительно-распорядительные полномочия остаются за сити-менеджером, а Глава города, в предлагаемой конфигурации, получается чем-то близким к английской королеве: он принимает делегации, перерезает ленточки… пожалуй и все.
Екатеринбург – не первый муниципалитет, в котором предпринимаются попытки перейти на схему управления с «сити-менеджером», но самый крупный и заметный. Собственно, Екатеринбург и является одним из ключевых муниципалитетов в стране – он второй по населению (Москва и Санкт-Петербург – субъекты РФ со своей спецификой, и лишь Новосибирск примерно на 20 000 человек впереди), первый по показателям экономического развития, его Устав считается модельно-образцовым, его «списывали» во многих других муниципальных образованиях. Плюс – известные либеральные традиции. И сейчас очень многие города, в которых «сити-менеджеризация» стоит на повестке дня, смотрят на Екатеринбург, как на индикатор. Отстоят горожане свое право самостоятельно выбирать мэра – легче будет и другим муниципалитетам. Нет – пиши пропало. Все в очередь, встраиваться в вертикаль власти стройными рядами.
Вообще, разговор об изменении схемы управления муниципалитетами в Свердловской области начался менее года тому назад. Прежний губернатор, Эдуард Россель, часто конфликтовал с главами городов (и в первую очередь – с мэром Екатеринбурга Аркадием Чернецким), но никогда не пытался ввязаться в пределы полномочий местного самоуправления. Видимо, иногда заглядывал в законодательство Российской Федерации, в частности в 131-ФЗ «О местном самоуправлении», которое постулирует, что местное самоуправление независимо от государственной и региональной власти. И хотя конфликты бывали очень громкими, их действие на развитие области, скорее, можно было расценивать как благотворное. Мэр областного центра и губернатор области, которые жили как кошка с собакой, заставляли друг друга работать лучше, поскольку ни одной заметной ошибки они (и их медиахолдинги) друг другу не прощали – особенно перед выборами. Но Александр Мишарин, в прошлом замминистра транспорта и начальник Свердловской железной дороги, назначенный губернатором Свердловской области в конце прошлого года, решил кардинально вмешаться в этот баланс сил; «система власти будет эффективнее, если мэры городов будут назначаться губернатором» – это было одно из первых его высказываний. И, будучи человеком прямым, как железнодорожные рельсы, тут же начал действовать.
Уточню: «назначать» мэров губернатор все-таки не имеет права. Это не соответствует подписанной Россией Европейской Хартии о местном самоуправлении, не соответствует Конституции РФ и федеральному законодательству. Но вариант поправок в Устав, инициированный губернатором Мишариным, максимально близок к «назначению». Во-первых, губернатор получает право увольнять сити-менеджера. (А это означает – контроль. Есть такое замечательное определение: «Твоя собственность – это то, что ты можешь разрушить»). Во-вторых, как уже было сказано, контролирует 1/3 голосов в «конкурсной комиссии». Ну, осталось докупить (допугать, дособлазнить) еще всего-то 1/6 часть членов этой комиссии – и дело в шляпе, собственно говоря.
С первого раза, однако, поправки в Устав города провалились. Это было в июне. Городская Дума не стала даже назначать публичных слушаний. После этого со стороны резиденции губернатора началась массированная пиар-атака на городскую администрацию, которой, собственно, и подконтрольна подавляющая часть депутатов. Делалось это по сценарию, схожему с нынешней атакой на Лужкова. Мэр Чернецкий – далеко не ангел. Но, на мой взгляд, все эти телевизионные наезды выглядят малосъедобно. Есть реальные уголовные дела – возбуждайте, поскорее, расследуйте, сажайте. Нет – молчите в тряпочку. Параллельно шли кулуарные переговоры между городской и областной администрациями – и компромисс был достигнут. Примерно такой: Чернецкий уходит на почетную пенсию в Совет Федерации, а губернатор Мишарин получает своего сити-менеджера. Им становится нынешний первый вице-мэр Александр Якоб, и, в целом, команда Чернецкого остается на своих местах, – но только до очередных выборов городской Думы. А там уже – полное овертикаливание. Что интересно, результаты этих «политических консультаций» никем не скрывались, и преподносились публике как губернаторским, так и мэрским пиар-блоком чуть ли не как победа здравого смысла, шедевральное искусство компромисса.
Об одном забыли: о том, что речь идет о местном САМОуправлении. И что, вообще-то, в первую очередь о том, какой быть городской власти, надо спросить горожан, екатеринбуржцев. Это ведь не очень правильно, когда избранная однажды власть дальше начинает сама менять свою форму и конфигурацию таким образом, чтобы переизбрать ее было уже нельзя. Ну хотя бы в теории. Екатеринбуржцы, если они вдруг захотят, могут, конечно, отказаться от своего права выбирать мэра. Я вполне допускаю, что при определенных условиях они могли бы согласиться и с тем, что схема с сити-менеджером по той-то и той-то причинам предпочтительнее и эффективнее. Но САМИ. Только сами. А вот их-то никто спрашивать и не пожелал. Чернецкий и Мишарин обо всем договорились на двоих. Практика показывает, однако, что в Екатеринбурге такие фокусы не очень-то проходят. (Так было в апреле, когда губернатор Мишарин вздумал построить на одной из центральных площадей города большой собор; на митинг протеста вышло 4000–5000 человек, планы строительства, в итоге, так и остались на бумаге. Большинство участников митинга были не против собора как такового, а именно против показного, нарочитого игнорирования права горожан на местное самоуправление; в частности – на игнорирование необходимой в таких случаях по законодательству процедуры публичных слушаний).
В ответ на попытку лишить горожан последнего права выбора, которое у них остается, еще в июне в Екатеринбурге стихийно возник небольшой комитет «Право Выбора». Шесть человек, очень разных. Достаточно сказать, для примера, что в комитет вхожу я, депутат Екатеринбургской городской Думы и член федерального политсовета движения «Солидарность», и Андрей Альшевских, депутат Свердловской областной Думы, секретарь бюро областного отделения КПРФ. Мы оба считаем, что зря Чернецкий и Мишарин забыли спросить людей о том, как они хотят жить дальше в своем городе. Все наши усилия мы направили на одну простую вещь: публичные слушания, которые назначены на пятницу, 17 сентября, являются, к счастью, неизбежным элементом процедуры внесения изменений в Устав. Без решения публичных слушаний Дума просто не вправе его менять. И мы просто всеми силами пытаемся сделать так, чтобы на публичные слушания пришли как можно больше людей. Каких угодно, и с какими угодно позициями. Сделать так, чтобы воля горожан все-таки прозвучала в рамках этой процедуры. И уж какой она будет – такой и будет.
Мы многого добились. С одного результата я уже начал: на слушания записалось невероятное количество людей с правом выступления. Не все эти люди – наши сторонники. Увидев множество людей, которые подают заявления на выступление с предложением отклонить поправки в Устав, мэрия и администрация губернатора забеспокоились и обеспечили массовый «подгон» бюджетников, которые также стали записываться. Каждый день от каждого муниципального и областного бюджетного предприятия требуют «поставить под ружье» все больше участников слушаний. Что ж: мы рады! Мы добились, тем самым, выделения под слушания самой большой площадки нашего города, и с этой площадки будем выступать перед собравшимися: скажем все, что думаем, и про губернатора Мишарина, и про мэра Чернецкого, и про их совместного бастарда – сити-менеджера. (Бондаж, Доминация, Сити-Менеджер – мой любимый слоган про этих любителей извращений). Бюджетники конечно бюджетники – но они еще (и в первую очередь) екатеринбуржцы тоже. А сколько придет на слушания не бюджетников из-под палки, а наших сторонников – мы не знаем: у нас нет записи и строгой отчетности в вышестоящие инстанции. Но мы верим, что придет очень много людей.
В пятницу, 17 сентября, в 14:00, в киноконцертном театре «Космос» – момент истины для Екатеринбурга. Для местного самоуправления. Может быть – и для России.