Про 3G в России говорили столько, что сам факт появления технологии как реального сервиса для массового московского рынка остался почти незамеченным. Сети третьего поколения давно работают в Петербурге, присутствуют во многих региональных центрах. Но в столице, как известно, все никак не могли развернуться из-за истории с частотами, которые военные должны были освободить давным-давно, но не спешили это делать даже после грозных окриков президента. Сейчас, наконец, лед тронулся. Один из признаков реального присутствия 3G в Москве: операторы сотовой связи начинают продавать модемы в салонах премиум-класса. Компания МТСобъявила о начале продаж контрактов и 3G-модемов МТС в re:Store, фирменных салонах Apple, а «Вымпелком» сообщил, что аналогичное сотрудничество с re:Store планирует начать в ближайшее время. В «МегаФоне» заявили, что оператору тоже был бы интересен такой формат. re:Store продвигает исключительно технику Apple и периферию для нее (в том числе и производства третьих фирм). Это дорогие салоны, которые на фоне остальной массовой розницы можно даже назвать «элитными»; аналитики предпочитают именовать аудиторию таких салонов «высокодоходной». И до сих пор операторы сотовой связи, которые предлагают свои контракты и свои модемы буквально на каждом углу, в этих салонах отсутствовали. Казалось бы, почему? Ведь те же «операторские» модемы изначально имели поддержку Mac OS. Дело в том, что для современного пользователя скорости, которые обеспечивают GPRS- и EDGE-каналами, совершенно недостаточны для комфортной работы в сети. Да, можно работать мессенджерами и обмениваться почтой (и то, если не пересылать тяжелый контент), но даже серфинг превращается в «пытку ожиданием». Пока 3G-покрытие в столице отсутствовало, операторы предлагали сотовые модемы на массовом рынке и активно их продвигали (например, с середины лета длится акция в сети «Белый ветер» – покупателям ноутбуков Toshiba в подарок вручают сотовый модем). Но покупали их лишь те, кому мобильный доступ нужен за пределами покрытия Yota, Skylink и Wi-Fi-сетей тех же операторов. При этом операторы не рисковали предлагать модемы в «премиальном» сегменте. Аудитория re:Store точно бы не обеспечила на них спрос. Но, как видно, ситуация меняется. Еще совсем недавно в том же re:Store не было никого из «большой тройки», а сейчас туда «гуртом» пошла вся «троица». Теперь 3G-модем не стыдно предложить и привередливому пользователю Apple: столичные сети третьего поколения все шире и заметнее. Конечно, операторы теоретически могли бы присутствовать в салонах Apple и раньше – ведь iPhone там продаются давно. Но практически сложно представить себе покупателя iPhone, которому заодно потребуется и новый контракт. Однако перед самым появлением в продаже «белых» iPhone 4G, которым требуются «симки» нового формата (micro-SIM), в re:Store незамедлительно появились и операторские контракты. Ситуация с re:Store – лишь один из примеров того, насколько тщательно операторы подходят к развитию розничных каналов. Причем статус точки продаж начинает играть первоочередную роль. Например, МТС не только аккуратно увеличивает присутствие в торговых сетях самой разной направленности, но и развивает собственную монобрендовую сеть салонов, из которой с некоторых пор стали выделять флагманские магазины. И как показали итоги, «флагманы» за месяц посещают вдвое больше людей, чем в среднем по розничной сети МТС: средний размер чека в 1,5 раза больше, а выручка в 3,3 раза выше. Выход в розничный премиум-сегмент – продолжение этой стратегии.