Теперь понятно, каково воздействие мигалок на сознание, – как минимум, с политической точки зрения. Думы о судьбах отечества под мигалкой, записанной на Министерство обороны (а Михалков входит в Общественный совет при Минобороны), получаются весьма специфические. Отчетливо сказанное про право на мигалку: «так было и всегда будет», – может служить эпиграфом к опусу Михалкова.
Жанр «просвещенного консерватизма» изначально предполагает некоторое пренебрежение к тем, о ком печется автор. Консерватизм в таком понимании основан на аргументе «всяк сверчок знай свой шесток»: кому не положено, не высовывайся. Кому надо – тот на основе существующей традиции определит все векторы развития.
Михалковское взывание к почве и крови (или «праву и правде») сродни возгласу просвещенного барина к распоясавшимся крепостным: надо лучше работать, ибо труд сделал из обезьяны человека. Это даже не Манилов и не Собакевич, это больше похоже на анекдот: «Да, Иван, не любит тебя Ерофеич».
Кроме того, забавно, но режиссер, на протяжении многих лет откровенно гонявшийся за европейскими и американскими кинонаградами («Оскар» и Канны), теперь убеждает в ущербности либерального западничества.
Похоже, Михалков долго писал текст, разослал его нужным адресатам, а потом произошла управляемая утечка. В итоге, сразу после опубликования «Единая Россия» поддержала манифест. Не вдаваясь в изучение совместимости идеологических позиций «ЕдРа» и Михалкова, отмечу, что Михалков, как минимум, не глупее автора концепции «суверенной демократии». Эта концепция, с трудом вымученная в середине нулевых, после исчезновения так называемой оранжевой угрозы явно была ниже минимальных необходимых интеллектуальных стандартов. Михалков пришелся очень кстати: его конструкция явно претендует на смену «суверенной демократии».
У нее есть ряд «достоинств»: фактически, она еще дальше отходит от идеи демократии, вместо рациональности отсылает к мистике понятий «права и правды», еще больше отказывается от соотнесения российских реалий с мировым опытом. Единственное, что не совсем понятно (и поэтому интересно) – лишен ли Сурков таким образом статуса главного российского идеолога.
При этом надо помнить, что Михалков – это пока еще не политик, а творческая личность, поэтому его поступок стоит соотносить с тем культурным контекстом, в котором он существует и действует. Конечно, сразу же вспоминается его «Сибирский цирюльник»: очевидно, что политический идеал Михалкова – это абсолютная монархия образца XIX века. В ней бы он, наверное, предпочел карету с мигалкой. Другая ассоциация – правда, вряд ли подразумевавшаяся автором манифеста: книга Владимира Сорокина «День опричника». Напомню, что в ней описывается теократическое государство во главе с царем, обладающим абсолютной властью. По классификации этой книги, нынешний период называется «белой смутой».
А еще манифест Михалкова напоминает события фильма Джорджа Лукаса «Империя наносит ответный удар». В начале этого года некоторые представители либерального лагеря опубликовали свои программные документы, посвященные будущему России. Главным из них стал доклад «Инсора» «Образ желаемого завтра». Ответа на него от «Единой России» не последовало – тогда. Теперь же он появился: манифест Михалкова вполне можно рассматривать как ответ империи медведевским либералам-западникам. Пора делать – дела! Но где-то это уже было…