Спасение эмирата | Несговорчивые кредиторы | Проблемы для других компаний

Правительство эмирата Дубай объявило о привлечении у эмирата Абу-Даби кредита на $10 миллиардов – этого более чем достаточного для того, чтобы погасить первоочередные долги дубайского девелопера Nakheel и выделить необходимые средства на урегулирование других обязательств перед подрядчиками. Новость о предоставлении займа снимает неопределенность, возникшую после того, как 25 ноября госкомпания Dubai World (DW) попросила кредиторов об отсрочке выплаты долга. Хотя долги эти и не были государственными, проблемы могли возникнуть во всех ОАЭ.

СПАСЕНИЕ ЭМИРАТА

Одним словом, на данном этапе игра «кто первым струсит» между Дубаем, Абу-Даби и другими кредиторами Дубая, похоже, завершилась, при этом первым сдался Абу-Даби. Всего в этом году, с учетом нового вливания, Дубай получил от федерального правительства и Абу-Даби $25 миллиардов: $10 миллиардов в феврале, $5 миллиардов от банков Абу-Даби в конце ноября и $10 миллиардов в понедельник. В общей сложности объем этой помощи эквивалентен примерно 40% ВВП Дубая – сумма весьма существенная. При этом в сообщении о последних привлеченных средствах в понедельник формулировка «ссуда» не использовалась.

Новость о вливании капитала и о том, что дефолта удалось избежать, вызвала рост на мировых и региональных рынках активов. Однако ни для Дубая, ни для ОАЭ, ни для мировой экономики опасность еще не миновала.

Из средств, полученных на этой неделе, $4,1 миллиарда было потрачено на урегулирование всех обязательств Nakheel, срок которых истекал в понедельник. Это означает, что за 2009 год долги, к которым так или иначе имеет отношение правительство Дубая, погашены полностью. Оставшиеся средства могут быть направлены на процентные выплаты или использованы в качестве оборотного капитала, в случае если кредиторы согласятся отсрочить погашение долга.

То, что Абу-Даби окажет финансовую помощь Дубаю, ожидалось уже давно, хотя в последнее время говорилось о том, что поддержка будет выборочной и ориентированной на жизнеспособные проекты. Непохоже, чтобы Nakheel, с ее аннулированными или отложенными проектами и масштабными убытками, подходила под эти параметры.

Почему же Абу-Даби решил предоставить ей средства? На ум приходит несколько причин, включая желание поддержать федерацию в целом и имидж ОАЭ, не допустить распространения проблем на собственную банковскую систему и весь рынок исламских облигаций, а также избежать роста стоимости заемных средств в регионе.

Неопределенность вокруг Dubai World отрицательно сказалась на других компаниях Дубая и ОАЭ. На прошлой неделе агентство Moody’s поставило кредитные рейтинги государственных предприятий Абу-Даби и ОАЭ, которые, как и Dubai, пользовались преимуществом в виде неявных госгарантий, на пересмотр с возможностью понижения. Несмотря на большие активы Абу-Даби (около $500 миллиардов, по оценкам RGE), стали возникать вопросы о надежности долгов, накопленных госкомпаниями эмирата за последние годы и месяцы. Пока эти обязательства кажутся контролируемыми.

Ситуацию усугубляет то, что люди начали сомневаться в перспективах компании Dubai Holding, поскольку по структуре активов она не очень-то отличается от DW, хотя ее кредитный профиль выглядит лучше.

НЕСГОВОРЧИВЫЕ КРЕДИТОРЫ

Стоимость проектного финансирования за последние полтора года выросла на фоне ухудшения ситуации на мировых кредитных рынках и сокращения объемов банковского кредитования в самом Дубае. За время, прошедшее с 30 ноября, рынки эмирата растеряли весь рост этого года. Поддержка со стороны Абу-Даби позволит Дубаю выиграть время и избежать беспрецедентных и запутанных судебных тяжб. Кроме того, благодаря этой помощи должен снизиться относительный риск дефолта Дубая в сравнении с Абу-Даби.

И все же проблемы не закончились. Ясно, что результаты комплексной реструктуризации проявятся позже. Это, наверное, неудивительно, учитывая, что долг, о котором шла речь, включал и задолженность Nakheel, по которой почти наступил дедлайн, и обязательства Nakheel и Limitless, которые должны быть погашены в течение ближайших шести месяцев, и более долгосрочные долги. Так что реструктуризация могла оказаться непростым делом.

Кредиторы, особенно иностранные банки и хеджфонды, заняли жесткую позицию, потребовав продать активы зарубежных подразделений Dubai World, тогда как сама DW старалась избежать подобной участи. При этом отдельные ее активы выглядят неважно, поскольку компания делала упор на проекты в сфере недвижимости, преимущественно в Нью-Йорке и Лондоне, требовавшие привлечения существенных заемных средств. Уровень долговой нагрузки говорит о том, что фондам Dubai World, таким как Istithmar, еще понадобятся дополнительные финансовые вливания, на которые компания готова, чтобы сохранить за собой сеть универмагов Barneys, но не решилась в случае с нью-йоркским W Hotel на Union Square.

При этом не исключено, что теперь, когда у инвесторов появилась уверенность в том, что первоочередные обязательства Nakheel, включая отложенные купонные платежи, будут полностью погашены, окажется гораздо сложнее убедить других кредиторов Dubai World списать часть оставшегося долга, который компания должна погасить в скором времени и/или планирует реструктурировать. А Абу-Даби предоставил Дубаю $10 миллиардов с оговоркой, что средства могут быть потрачены на операционные расходы, лишь если кредиторы согласятся отсрочить выплату долга. Вполне возможно, что поставщики теперь тоже будут проявлять меньшую готовность к поиску компромиссных условий оплаты. Прийти к согласию с кредиторами, может быть, и удастся, но при этом хотелось бы избежать «морального риска» – угрозы недобросовестного поведения заемщиков.

ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ ДРУГИХ КОМПАНИЙ

Хотя срочные долги удалось вернуть, по репутации Дубая был нанесен серьезный удар. Несмотря на поддержку со стороны Абу-Даби, госкомпании Дубая уже никогда не смогут привлекать займы так же легко, как в 2007 году. Вера в неявные гарантии подорвана. По большей части это неплохо, поскольку поможет избежать новых излишеств.

Положительным моментом является и вероятность проведения важных институциональных реформ, которые могли бы повысить конкурентоспособность Дубая, особенно если правительство выполнит свое обещание и эмират «как мировой финансовый лидер, будет твердо придерживаться прозрачности, высоких стандартов управления и рыночных принципов». Главной причиной неопределенности и реакции рынков было именно отсутствие прозрачности и информации о Фонде финансовой поддержки Дубая, реструктуризации долгов и судебных процедурах, связанных с банкротствами или реструктуризацией.

Новый закон о реорганизации компаний может оказаться большим подспорьем для страны, если внесет ясность в действующий закон о несостоятельности. Если бы кредиторы Dubai World обратились в суд, процесс мог бы оказаться крайне запутанным. Активы, выступающие обеспечением по облигациям Nakheel, сейчас, скорее всего, стоят меньше, чем в момент оформления залога, а их реальная стоимость раскроется лишь после окончания застройки, – которое пока представляется маловероятным из-за переизбытка предложения.

Не помешает и создание механизмов, позволяющих предоставлять ликвидность региональным банкам, – они помогли бы центробанку ОАЭ эффективнее управлять ситуацией в денежно-кредитной сфере. Возможности монетарной политики останутся ограниченными, до тех пор пока будет сохраняться привязка национальной валюты к доллару, и все же финансовый кризис продемонстрировал, что для того, чтобы поддержать финансовую систему, необходимы более эффективные институты.

Кроме того, не стоит забывать, что, несмотря на все излишества, в период бума в Дубае была сформирована важная и востребованная инфраструктура, особенно в сфере логистики и финансовой отрасли. Эти достижения не пропадут, даже если развитие Дубая замедлится.

Итак, все опять сводится к угрозе недобросовестного поведения заемщиков и поддержке проблемных компаний. Несмотря на то, что дубайская компания занималась преимущественно недвижимостью, ее обязательства показались слишком значимыми, чтобы допустить дефолт. Одно из следствий этого может заключаться в том, что инвесторы станут проводить различия между заемщиками стран-членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива и всего мира в зависимости от структуры их балансов. Не у всех есть поддержка в лице государственного партнера, и вопросы по поводу балансов и программ обеспечения ликвидности возникают все чаще, не в последнюю очередь в Греции.

Оригинал статьи