После длительной паузы французские власти, наконец, ввели специальное налогообложение банков вслед за Великобританией и Германией. Новый налог призван уравновесить конкурентные условия с соседними европейскими странами, обременить местные банки дополнительными сборами и пополнить дефицитный госбюджет. Отчасти задержка во времени была обусловлена реформой финансового регулирования, проходящей во Франции. В декабре 2010 года Банк Франции учредил Управление пруденциального надзора (Autorité de Contrôle Prudentiel) как независимую дочернюю структуру. В ее обязанности вошли поддержание стабильности финансовой системы путем пруденциального надзора и защита клиентов банков и страховых компаний. Новое Управление возникло в результате слияния четырех прежних регуляторов, отвечавших за банковский и страховой рынок. После завершения преобразований финансовые власти смогли приступить к реализации общих фискальных договоренностей с Великобританией и Германией. Под специальное налогообложение подпадут все юридические лица, находящиеся в сфере регулирования Управления пруденциального надзора Франции. К ним относятся банки и другие финансовые институты кроме компаний по управлению активами. В качестве единых плательщиков рассматриваются консолидированные банковские группы, определенные в соответствии с Денежным и финансовым кодексом Франции. Банки, не являющиеся частью консолидированной группы, заплатят как самостоятельные юридические лица. Страховые компании и нерегулируемые инвестиционные фонды выведены из-под налогообложения. Кроме того, от налога избавлен ряд регулируемых институтов, таких как микрофинансовые организации. Налогоплательщиками выступят резиденты, а также банки-нерезиденты, действующие во Франции на правах филиалов. В то же время от налога освобождены нефранцузские банки, базирующиеся на территории Европейского экономического пространства (E.E.A), если они работают во Франции через филиалы или в соответствии с европейским банковским паспортом. Таким образом, с одной стороны, предпринята попытка избежать повторного налогообложения на территории Европы. С другой стороны, налогом обременены иностранные банки, прежде всего, «дочки» из США и Японии. Список стран, по которым предусмотрено устранение двойного налогообложения, правительство намерено выпустить позже. Ставка налогообложения составит 0,25% от объема собственного капитала, рассчитанного с учетом активов, взвешенных по уровню риска (во внимание принимаются вычеты из капитала исходя из структуры активов). Налогооблагаемая база будет учитывать новации «Базеля III». Чтобы не обременять банки избыточным налогом, в течение переходного периода к новым стандартам «Базеля III» ставка налогообложения будет льготной. Фискальный год банковского налога не совпадает с календарным и заканчивается 30 апреля. Юридические лица с капиталом ниже 500 млн евро освобождены от налога. По предварительной оценке Министерства экономики, финансов и промышленности, налог затронет только 19 банковских групп во Франции, на которые приходится 96% собственного капитала банковского сектора. По планам правительства налоговые платежи принесут в госбюджет около 504 млн евро в 2011-м, 555 млн евро в 2012-м и 810 млн евро в 2013-м году. Хотя в проекте бюджета заложены более скромные цифры: от 400 млн евро в 2011-м до 600 млн евро в 2013-м году. Самый весомый вклад в казну внесет крупнейший финансовый институт Франции, Credit Agricole. Налог «съест» 64 млн евро или 24% годовой прибыли банка до вычета налогов. Другими крупными пострадавшими окажутся французский BNP Paribas, ING и Danske Bank. Пока спецналог подвергался критике по обе стороны Атлантики, в странах Европейского союза он находит все большее распространение. Помимо Швеции, Великобритании, Германии, Франции, Бельгии, Дании и Венгрии, которые уже реализовали собственные фискальные схемы, об аналогичных намерениях заявила еще одна группа стран (хотя объемы финансовой помощи банкам со стороны государства далеко не у всех были значительными). Среди них значатся Португалия, Польша и Нидерланды. Отсутствие координации среди европейских стран привело к тому, что схемы налогообложения оказались крайне разнородными. Они различаются по налогооблагаемой базе и ставкам налогообложения, перечню налогоплательщиков, целям и механизмам аккумуляции средств (см. таблицу). Ввиду различий в диапазоне налогоплательщиков в скором времени в Европе возникнет проблема двойного налогообложения различных игроков финансового рынка. Как бы то ни было, после реализации решения Европейской комиссии от 26 мая 2010 г. Bank Resolution Funds, обязывающего членов вводить спецналог, фискальная инициатива, направленная против банков, в скором времени станет общеевропейским стандартом. Насколько серьезно стоит воспринимать фискальные новации в Европе? С одной стороны, радует то, что ставки налогообложения не настолько велики, чтобы оказывать ощутимое угнетение банковской деятельности. В сравнении с «Базелем III», который «съест» от 0,05% до 0,15% экономического роста, спецналогообложение банков представляется невинной шалостью. По крайней мере, значимых макроэкономических эффектов от него не ожидается. С другой стороны, печально, что выстраивание налоговых схем погрязло в хаосе сепаратных инициатив. Наверное, иначе в Европе и быть не могло. Если правительства не могут договориться о координации налогово-бюджетной политики, а путь к единой европейской валюте занял свыше десяти лет, то что можно говорить о более скромных вопросах отдельных налогов? Тем более, что страны Европы и без того различаются по уровню налогообложения финансовых институтов. Кроме того, собрать деньги – это одна сторона медали. Можно по-умному собрать деньги в пользу системы страхования вкладов (как в Дании, Бельгии или Швеции), или запасти их для уполномоченного органа по разрешению банковского кризиса (как в Германии), или по-глупому потратить на текущие нужды (как во Франции или Великобритании). Гораздо более важна вторая сторона медали: как власти распорядятся деньгами, отобранными у банков, во время кризиса. От эффективности использования антикризисных ресурсов зависит, было ли введение спецналогов гениальной идеей или очередной глупостью. Ответа на этот вопрос пока нет. До следующего кризиса.

Cпецналог на банки в странах Европейского союза, 2009–2010 гг.
Страна Цель налогообложения Аккумулирование собранных средств Налогооблагаемая база Ставка налогообложения
Бельгия Финансовая стабильность Protection Fund for Deposits and Financial Instruments Депозиты Увеличена ставка страховых взносов
Дания Финансовая стабильность Danish winding-up fund for banks (часть системы страхования вкладов) Обеспеченные облигации и ценные бумаги 0,20%
Франция Фискальная стабилизация Госбюджет Собственный капитал, рассчитанный с учетом активов, взвешенных по уровню риска 0,25%
Германия Финансовая стабильность Bank resolution fund Номинальная стоимость деривативов и обязательства за вычетом собственного капитала и депозитов 0,02%, 0,03%, 0,04% в зависимости от величины банка
Венгрия Фискальная стабилизация Госбюджет Пассивы за вычетом некоторых обязательств 0,015% (для банков с нетто-активами до HUF 50 млрд) и 0,53% (для банков с нетто-активами свыше HUF 50 млрд)
Швеция Финансовая стабильность Bank restructuring fund Обязательства за вычетом акционерного капитала и некоторых активов 0,04%
Великобритания Фискальная стабилизация Госбюджет Обязательства за вычетом основного капитала и застрахованных депозитов 0,10%
Источник: Financial Stability Report. Warsaw: National Bank of Poland, December 2010. p. 36.