В последнее время все чаще слышу: «Рынок оттолкнулся от дна, цены на недвижимость начали восстанавливаться. Самое время покупать помещения: впереди только рост, и недвижимость, купленная сегодня за небольшие деньги, завтра можно будет перепродать с хорошей маржой. Ну и кроме всего прочего, сэкономить на аренде». Да, такова логика многих ритейлеров. Мало того, так же считают и многие банки, для которых недвижимость является надежным, понятным залогом. Чем не заманчивая перспектива, согласитесь? Просто грех не купить магазинчик, ведь недорого. На деле помещения в собственности приносят одни заботы, независимо от того, удачной оказалась инвестиция или нет. Приведу случай из нашей практики. Мы арендовали помещение под магазин в Новокузнецке, на одной из центральных магистралей – проспекте Металлургов. Городские власти неожиданно начали ремонт трамвайных путей: улицу закрыли, и в таком состоянии она простояла два года. Что сделали ритейлеры, чьи торговые точки там располагались? Часть из них переехала на соседние улицы, но многие остались. В числе последних, как вы догадались, оказались именно владельцы площадей. Двухлетний ремонт трамвайных путей – это, конечно, крайний случай. Но в наших стремительно развивающихся городах возможно все: чуть перестроили транспортную развязку, сдали крупный ТЦ на соседней улице, убрали остановку общественного транспорта, начали строить метро – и покупательские потоки минуют ваш магазин. А москвичам достаточно вспомнить о том, как стало сложно парковаться на Тверской при новом мэре. Да и не только инициативы властей могут отбить охоту приобретать площадки в собственность. Чтобы эффективно управлять своей недвижимостью, надо создавать отдельное бизнес-направление, постигать этот рынок, чувствовать момент для купли-продажи, уметь работать с арендаторами. Если вам всерьез интересен этот рынок, то вперед. Но как часто бывает, главным мотивом для приобретения помещения является желание сэкономить на аренде: «ставка высокая, отбить сложно». Я считаю, что это не аргумент. Не лучше ли в этом случае задуматься о способах повышения эффективности? Ведь какова ценность вашего бизнеса, если не удается покрыть затраты на аренду? Помещения магазинов в собственности ритейлера – вовсе не актив, а обременение. Даже разговаривая с банками, стоит говорить прежде всего о показателях выручки, прибыли с квадратного метра, развитии сети, новых перспективах. Если текущие показатели хорошие, то общий язык найти возможно. Бренд, потребитель, товар – вот главные активы розничной компании. Смысл торгового бизнеса в эффективной, прибыльной торговле, а не покупке разношерстных помещений. Конечно, приобретение недвижимости представляет собой определенный соблазн, но пример целого ряда российских розничных сетей показал, почему не стоит ему поддаваться. Если сеть наращивает свою капитализацию, исходя из роста цен на недвижимость, то в итоге получается не бизнес, а карточный домик. Чуть кризис – и все рассыпалось. А ведь так хорошо начиналось... По мне, так лучше концентрироваться на профильном бизнесе.