
Как это было на Украине | А мы чем хуже?
С 1 января в России действует запрет на розничную продажу водки дешевле 89 руб. и, как рассказали Slon.ru сразу несколько представителей алкогольного рынка, c Нового года найти в российских магазинах водку по более низкой цене уже невозможно. Ценовой порог – только первая мера в борьбе с нелегальным рынком, и она отлично работает
Себестоимость самой дешевой водки составляет 16-17 руб., акциз 42 руб. (при действующей ставке 210 руб. за 1 л чистого этилового спирта в готовой продукции) и около 10 руб. НДС.
Когда федеральная служба по регулированию алкогольного рынка вводила минимальную цену, на сайте был предварительно вывешен проект приказа, была указана цена и были даны разъяснения. Все вполне четко и прозрачно указывалось. Там были сделаны запросы по всем регионам о размерах оптовой и розничной наценках и стоимости производства. Для того чтобы не вносить каких-то нарушений в товаропроводящую цепочку использовались минимальные уровни наценок. Для оптового 10%, для розничного – 15%. Никто не говорит, что больше оптовая и розничная наценки не могут быть. Если мы возьмем какой-нибудь московский магазин, находящийся в центре, с высокой ставкой арендной платы и большим потоком покупателей в высоким доходом. То там уровень розничной наценки может быть и 30% и 40%. Если мы говорим о федеральных производителях, то, как правило, они при работе с дистрибьюторами практикуют маржу около 15–20%, но нельзя не учитывать наличие большого количества мелких региональных предприятий в регионах, где как раз уровень минимальной цены и есть 89–90 руб. Сам факт введения минимальной цены есть большой успех и большая удача. О необходимости ее введения говорилось последние лет пять. Но почему-то до недавних пор никто вроде и не был против этой меры, но она все не вводилась и не вводилась. Основная задача убрать с прилавков водку по 40–50 руб. Свои функции минимальная цена выполняет практически идеально. Мы внимательно следим за розницей и то, что сетевые магазины придерживаются минимальной цены, – это абсолютный факт. Конечно, среди более 200 000 розничных точек в стране кто-то и рискует, но основная масса магазинов требования соблюдает. Резюмируя все вышесказанное. Во-первых: мера правильная, она введена и работает. Ее уровень вполне логичен и давайте не будем опережать события, это только первая меря и там достаточно большое поле для работы. Это и введение минимальных цен на другие виды крепкого алкоголя, введение минимальных цен на опт и прочее. Никто не говорит о том, что минимальная цена – это панацея. Рассматривается комплекс мер, среди них – единая ставка акциза, ужесточение ответственности. То, что с помощью одной минимальной цены нелегальный рынок не победить никто и не говорил, это только первый шаг. У минимальной цены есть две важных функции. То, что нелегалы мимикрировали под легальное производство и подняли цены, уже говорит о том, что эта мера работает. Второе – у проверяющих органов наконец-то появился инструмент, с помощью которого они могут теперь контролировать розницу. Раньше, когда магазин свободно продавал водку по 40 руб., к нему ничего нельзя было применить. И, наконец, с введением минимальной цены легальные производители оказались в равных конкурентных условиях с нелегалами. Ведь раньше их преимуществом была низкая цена, больше никаких преимуществ у них не было.
Несколько лет назад на Украине вводился комплекс мер, похожий на те, что сейчас собираются вводить у нас. Вводилась минимальная цена, единая ставка акциза на алкогольную продукцию, банковская гарантия в качестве предоплаты перед покупкой спирта. Первое введение минимальной цены на Украине было в июле 2001 г. и действовало оно по июнь 2005 г. Потом ее отменили и вернулась она уже в 2008 г. При этом у них легальное производство выросло с почти 30 млн дал в 2004 г. до 52 млн дал в 2007 г. Пить они больше не стали, просто значительно сократился нелегальный рынок.
, радуется зампред правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров. Но нелегальная водка никуда не делась, просто промышляющие контрафактом торговцы подняли цены. Ведь такие объемы нелегального алкоголя, а «неофициальная» водка занимает чуть ли не половину рынка, в один момент исчезнуть никак не могут. Не исчезнет он и после того, как будут введены другие меры регулирования, разработанные чиновниками из Росалкогольрегулирования. Об этом свидетельствует десятилетний опыт Украины с минимальной ценой на алкоголь. КАК ЭТО БЫЛО НА УКРАИНЕ
Украинцы ввели минимальную цену на водку в 2001 году. Тогда доля нелегального алкоголя на рынке достигала 45 – 50%, повыше, чем у нас сейчас – 36% (по данным Росстата, за январь – ноябрь 2009 г. в нашей стране было произведено 97,3 млн дал водки и ЛВИ, а продано – 151,6 млн дал). Минимум установили высокий: если в такой же пропорции поднять цены у нас в стране, то с 50 руб. «поллитра» подорожала бы не до 89 руб., а до 125. Как рассказал Slon.ru предприниматель из Симферополя Максим Немченко, до введения порога водка в его магазине стоила в среднем 2,4 гривны, после – минимум 6,5 гривен. Заодно (в отличие от нашей практики) сразу же была установлена и минимальная оптовая цена. А за нарушение этих правил для участников всей товаропроводящей цепочки наступала не только административная, но и уголовная ответственность
В Украине сейчас есть минимальная цена, и она работает. Сейчас это 17 гривен, на тот момент, когда ее устанавливали, в пересчете на российский рубль это было 14 гривен или 92 руб. И вы не можете продавать водку по заниженной цене, даже в ходе рекламной акции: это запрещено законом. Если хоть одна бутылка попала на полку по заниженной цене, наступает сначала административная, а потом и уголовная ответственность для всей цепочки: от ритейлера до производителя. Сейчас нелегальная продукция занимает порядка 30% водочного рынка Украины – и это большая цифра. В свое время за счет введения минимальной цены и единой ставки акциза на спирт ее удалось сократить с 40% до 24%. Минимальная цена, с точки зрения экономики государства, фактически формирует налогооблагаемую базу. И речь идет даже не только и не столько об акцизе, который платят производители, а по всей цепочке: производство – оптовое звено, розничная торговля. Когда вся товаропроизводящая сеть вынуждена проводить товар легально, то там будут и белые зарплаты, и уплаченные налоги. То есть это позволяет комплексно решить проблему с налогооблагаемой базой.
В Украине на данный момент действует не только минимальная цена в рознице, но и минимальная оптовая цена. Она чуть ниже, чем конечная розничная на полке, но в свою очередь не позволяет нелегальным производителям отгружать в сети товар по 40 руб., а на остальные, в случае с Россией это 49 руб., оформлять проведение рекламной акции.
Минимальная цена действительно стала серьезным подспорьем для производителей. Не дав возможность быстро развиться и капитализироваться нелегальному сектору. Это очень простой, но действенный механизм, позволяющий контролирующему органу сразу определить нарушителя.
Сократить нелегальный оборот – очень важная задача, поскольку из-за этого теряют все: и потребители, которые получают некачественный продукт, и государство, которое не получает налоги. На сегодняшний день у производителей, продававших в розничных сетях нелегальную водку за 50 рублей, сумасшедшие обороты, в тысячи раз больше, чем у легальных. А помимо налогов, которые не получает государство, это еще и доступность для школьников и студентов. Цена – это все время соблазн, и эта легкодоступность и формирует потребление водки. На мой взгляд, именно этот момент необходимо убрать. Я думаю, что если те постулаты, которые декларирует Росалкоголь, будут реализовываться, это в любом случае приведет к упорядочиванию рынка. Главное, нужно четко понимать, что сократить потребление алкоголя путем запрета его продажи нереально. За все историю таких примеров нет.
, вспоминает президент Nemiroff Холдинг Александр Глусь. За пять лет украинцам удалось сократить производство контрафакта почти в два раза: по данным ассоциации «Укрводка» в период с 2001 – 2005 гг. доля оборота теневого сектора сократилась с 45 – 40% до 20%. Но летом 2005-го, через полгода после оранжевой революции, алкогольные лоббисты добились отмены пороговой цены. Официальное объяснение – подготовка законодательства к вступлению Украины в ВТО. С вступлением пришлось повременить, и перекроенное законодательство не пригодилось. Минимальную цену на водку вернули в 2008 году, еще более «кусачую» – 14 гривен за пол-литра (на тот момент почти $3). Но начался кризис, гривна зашаталась, а в июле 2009 года еще и был повышен акциз на 58%. Минимум оказался слишком низким, и контрафакт мгновенно вернулся на рынок
В свое время на Украине был введен целый комплекс мер, которые сейчас собираются вводить и в России. Чем ценна такая мера как установление минимальной цены? Тем, что у недобросовестных производителей устраняется конкурентное преимущество. Это очень действенно в том случае, если ее выполнение хорошо контролируется, к примеру, нарушитель лишается лицензии. Чтобы этот инструмент заработал в России, он не должен носить декларативный характер или характер предписания. Это должно быть обязательно к исполнению для всех.
Отмена минимальной цены на водку на Украине в 2005 г. объясняется, на мой взгляд, активностью лоббистов теневого рынка. Для человека, который не разбирается в нюансах рынка, такое решение выглядит привлекательно. Зачем устанавливать минимальную цену, почему бы не сделать продукт дешевле, ведь есть социальная ответственность, и если дешево – люди будут покупать. Но хорошо, что возобладал здравый смысл, и на Украине вновь установили минимальную цену.
об увеличении акцизов в 2009 г. и росте нелегального рынка в этой связи:
Повышение акцизов произошло в июле 2009 г., а повышение минимальной розничной цены на алкоголь – в октябре 2009 г. У представителей теневого рынка снова появилась возможность конкурировать с официальной ценой и уходить от уплаты акцизов. Но на самом деле, на сегодняшний день я оцениваю долю рынка теневого алкоголя не выше 20%. Помимо повышения минимальной розничной цены было принято много других полезных мер. К примеру, уплата сразу 100% акциза при получении акцизной марки. Сами марки разбили. До этого были марки: до 25% алкоголя, 25–38% и 38–40%. При такой системе получалось, что производители покупали марку для слабоалкогольной продукции, поскольку она самая дешевая, а клеили ее на 40% продукцию. Из-за чего, к примеру, возникали такие казусы: в Донецкой области выпускалось 95% слабоалкогольной продукции от всего объема выпуска. Теперь так сделать невозможно, на марке уже указана стоимость уплаченного акциза и объем выпущенной продукции.
о госмонополии на производство спирта:
С точки зрения контроля над оборотом этой продукции, мера эффективна. Но я против госмонополии в чем бы то ни было, в том числе на производство спирта. Не случайно сейчас на Украине ведутся разговоры о том, чтобы и эту отрасль приватизировать. Частный собственник всегда является более эффективным хозяйственником, чем государство. Контроль над оборотом возможен и без госмонополии, когда любой отпуск спирта происходит только в присутствии государственного чиновника, который фиксирует количество, пломбирует. А управлять производством должен частный бизнес.
, рассказывает генеральный директор ТД «Хортица» в России Сергей Величко. В результате сейчас контрафакт занимает 30% украинского рынка крепкого алкоголя. То есть лишь чуть меньше, чем у нас. Почему нелегальная водка вполне успешно продавалась по цене выше установленного государством минимума, даже когда он был действительно высоким? «Нелегалам» помогали продавцы. Их маржа от продажи контрафакта была, конечно, выше, чем от реализации легального продукта – спасибо регуляторам; симферопольский бизнесмен Немченко раздавал покупателям такой прибыльной водки подарки: пачку сигарет, банку консервов. И все были довольны. А МЫ ЧЕМ ХУЖЕ? Как рассказал недавно Slon.ru президент ТПГ «Кристалл» Сергей Зивенко, с введением минимальной цены контрафакт не перестанет конкурировать с легальной водкой. Дескать, дешевизна, которую легко могут себе позволить производитель, оптовик и розничный продавец контрафакта, все равно недостижима для производителей легального алкоголя. Зивенко не может поставлять без убытка для себя водку, которая в розницу продается дешевле 110 руб. за 0,5 л. Он исходит из реалий сетевой торговли: себестоимости в 70 руб., оптовой наценки в 20% и розничной – в 30%. В Росалкогольрегулировании при расчете минимальной цены исходили из оптовой наценки в 10% и розничной в 15%, как в маленьких магазинчиках, в которых, по словам Доброва из СПАП, преимущественно и продается нелегальная водка. Таких точек порядка 200 000 в стране, и их владельцы могут быстро научиться жить по-старому при новых правилах. Как это сделал за считанные дни Немченко. Полностью победить контрафакт невозможно
Сегодня на 99,9% в России в рознице на ценниках на водку цены ниже 89 руб. за пол-литровую бутылку просто нет. И я думаю, что в большинстве российских магазинов и нелегальная водка продается сейчас по 89 руб. И это главное, чего удалось добиться. Но, с одной стороны, кажется, что просто увеличился доход товаропроводящей цепочки (нелегальный производитель – дистрибьютор – розница – коррумпированные чиновники), которая продает нелегальную водку. Но на самом деле это дает и государству, и местным администрациям [возможность] начать реальную борьбу с нелегальной водкой. Она сейчас стоит в одну цену с дешевой легальной водкой региональных заводов. Раньше в регионах нелегальная водка продавалась по 40–65 руб., самая дешевая водка местных заводов – по 90–95 руб. и федеральные бренды начинались от 110 руб. Государство в подавляющем большинстве регионов, в том числе и в Москве, закрывало глаза на существование нелегальной водки – это было выгодно хотя бы потому, что большая часть малообеспеченных граждан была попросту лишена доступа к легальному производству, а [это компенсировало] существование нелегальной, по сути нормальной водки того же качества, но с нее просто был украден акциз. Поэтому государство спокойно смотрело, как примерно 20 млн россиян пьют нелегальную водку. Сегодня, когда цена сравнялась, региональные власти получили шанс попросту выгнать нелегальную водку со своих рынков, поскольку ее цена сравнялась с легальной. Минимальная цена – это первая мера, хотя, конечно, победить всю нелегальную водку невозможно, но ее объемы надо минимизировать. Восемь лет назад соотношение в производстве легальной и нелегальной водки было 70 на 30. Сейчас это соотношение существенно изменилось: на производство легальной водки приходится 50 – 55%.
, убежден директор Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Остается только надеяться, что теневики хотя бы потеряют часть рынка.

http://www.slon.ru/articles/248904/