Что происходило с российскими топ-менеджерами в последние 10 лет? Сотрудники лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ под руководством Сергея Солнцева проанализировали публикации о назначениях топ-менеджеров в газете «Ведомости» с октября 1999 по декабрь 2009 года. В поле зрения попали перемещения 5018 топ-менеджеров, некоторые из них сменили место работы и попали в базу несколько раз: 2 раза – 539 руководителей, 3 раза – 74 человека, 4 раза – 15, 5 раз – 4, 6 раз – 1 человек. Так каков он – российский топ-менеджер? В большинстве случаев это мужчина (84%) тридцати–сорока лет с дипломом технического (31%) или экономического (27%) факультета московского вуза. У него российский паспорт (87%) и он не привык задерживаться на одной позиции более 2–3 лет. Кризис не повлиял на интенсивность смены работы топ-менеджеров, но вот число тех, кому удалось перейти в другие компании, сократилось. На это было немало причин: с одной стороны, вакансий стало меньше, с другой – компаниям было выгоднее продвигать своих кандидатов на более высокие позиции, чем тратиться на людей извне. Компенсировали падение внешних переходов внутренние перестановки. Процент назначений топ-менеджеров с опытом работы в компании вырос с 38% до 47%. Компании изменили требования к кандидатам. На первое место вышли опыт и умение решать конкретные задачи. Например, в период кризиса стало меньше менеджеров, получивших 2 и более диплома о высшем образовании (процент топ-менеджеров с одним образованием превысил 80% в 2009 году, до кризиса таких было 65%). И это несмотря на то, что дополнительное образование часто служит преимуществом при трудоустройстве. Исследователи обнаружили: чем больше у вновь назначенного топ-менеджера дипломов о высшем образовании, тем менее вероятно, что у него есть опыт работы в данной отрасли и на аналогичной позиции. Это также объясняет, почему укрепились позиции руководителей с одним дипломом. Более постоянными оказались управленцы с техническим образованием, они редко ищут работы в новых отраслях (88% из таких назначенцев уже имеют опыт работы в отрасли). Возможно, это связано со спецификой знаний и приобретенного опыта – навыки гуманитариев и юристов более универсальны. Изменения в кризис затронули и тех менеджеров, которые получили два диплома и более. Как и до кризиса люди чаще всего выбирали в качестве второго высшего экономическое и бизнес-образование. Правда, в период рецессии люди с бизнес-образованием стали более востребованы, чем те, кто закончил экономфак. Так, доля руководителей с первым техническим, а вторым – экономическим, сократилась почти в 10 раз – с 46,5% до 3,4%. В то время как число тех, у кого вторым высшим было бизнес-образование, даже немного выросло с 21,5 до 29,2%. То, что компании начали привлекать людей, которые «заточены» под решение конкретных проблем и знают отрасль изнутри можно судить и по другим показателям. Во время кризиса стали более востребованы люди, которые уже имеют опыт работы в отрасли. Опять же больше шансов получить новую должность было у тех кандидатов, которые не только знали специфику отрасли, но и переходили на другую должность внутри компании с аналогичной позиции – доля таких переходов в кризисный период выросла с 20% до 25%. Как и до кризиса компании продолжали привлекать на руководящие должности экспатов; их процент практически не изменился в последние годы, порядка 13%. Зато изменилась структура управленцев из-за рубежа: компании стали чаще привлекать женщин-экспатов. Их доля до кризиса немногим превышала 3% (в 2007 г.), а в 2009 г. – 15,5%. Это еще раз подтверждает результаты исследований, что в кризис компании считают женщин более подходящими для решения проблем. Правда, не все компании такого подхода придерживаются: среди топ-менеджеров с российским гражданством доля женщин, наоборот, немного снизилась.