Многотысячная толпа, прорывающая кордоны ОМОНа, рвущиеся на порывистом ветру флаги, молодежь, поджигающая фаера, громогласное скандирование – всего этого не было сегодня в центре Москвы на Триумфальной, и уж тем более на Пушкинской площади.

«Стратегия 31» вернулась к своим истокам. Вот несколько десятков человек с решительным видом стоят на углу у здания концертного зала Чайковского, вжимают голову в воротник, потому что дует довольно промозглый ветер. А вот два десятка омоновцев неспешно бегут гуськом по тротуару, каждый из них положил руку на плечо впереди идущему, и они напоминают какой-то хоровод в детском саду. Настолько напоминают, что стоящие невдалеке журналисты начинают хором петь «В лесу родилась елочка».
Господа полицейские, сцепляясь друг с другом, раз за разом вытесняют людей с этого пятачка на углу, но люди туда неизменно возвращаются, используя магазинчики у тротуара как временное убежище. Постепенно число собравшихся вырастает до пары сотен и гонять их становится все сложнее. То тут, то там из толпы выныривает косматая голова фотографа Ильи Варламова – блогосфера будет снова изучать сегодня акцию по его фотографиям.
Вот кремлевские провокаторы по доброй традиции вывесили какую-то остроту про «стратегию 32» на здании напротив. А вот два активиста – Георгиевский и Творанович – развернули свои плакаты: на одном из них «Сурки – вредители народного хозяйства», на другом что-то про медведей. Нетронутыми они прошли мимо памятника под вспышками фотокамер. Не всем так повезло, несколько человек с импровизированными плакатами все же задержали. Как, собственно, и Геогриевского с Творановичем, которые под конец мероприятия сделали новые плакаты. Задержали и заявителя митинга Константина Косякина – унесли за руки и за ноги, хотя у него как раз плакатов никаких не было. Задержали, разумеется, и Лимонова при выходе из машины – в общем, как будто и не было нескольких лет противостояний, а затем торжественной победы осенью этого года, когда Триумфальную наконец-то разрешили.

Пушкинская площадь, где оппозиционеры собирались на согласованный митинг, заявку на который подавали Людмила Алексеева и Лев Пономарев, пришло несколько больше людей, человек, наверное, 300–400. Среди них и те, кого явно не звали, а вернее, звали, но не организаторы. Какие-то футбольные фанаты, которым выступающие были явно безразличны, бомж с двумя сумками, кришнаиты. И еще какая-то двухметровая птица синего цвета. В ней, впрочем, скорее всего, сидел не провокатор, а промоутер мультфильма «Рио», премьера которого сегодня проходила в кинотеатре «Россия», в двустах метрах от митинга.
Собравшиеся долго гадали, что это за птица, и сошлись на том, что это материализовавшийся «твиттер». Организаторы попросили милицию птичку увести, и она под конвоем ускакала прочь. Команда выступающих несменяема, как друзья Оушена: Лев Пономарев, Людмила Алексеева, Евгения Чирикова, Сергей Канаев (из ФАР), Владимир Рыжков, Сергей Ковалев. Речи их новизной не поражали, но собравшиеся были довольны. Разве только высказанное Рыжковым намерение собрать в Москве 10-тысячную демонстрацию через месяц вызвало в толпе скептичное роптание. Это, конечно, уже далеко не первый митинг, где выступающий ставит примерно такой ориентир, но так чтобы прямо через месяц...

«Стратегия 31» прошла тот же путь, что и «Марши несогласных». Инициаторы в виде пары сотен пассионариев, стремительный рост популярности, хорошая пресса, объединение всех оппозиционных сил, пара многотысячных акций и столь же стремительное затухание. В случае со Стратегией причина лежит на поверхности: как только власти сдались и разрешили Триумфальную, бороться в Москве стало не за что, и на согласованные акции уже приходило все меньше людей. Матвиенко оказалась глупее Собянина, и акции по 31 числам в Питере по-прежнему запрещены, вот и собирают по-прежнему немало людей.

На 31 мая правозащитники подавать заявку не будут вовсе. Лимонов же, надо полагать, еще минимум на полгода обеспечен вниманием иностранной прессы, так как, скорее всего, в ближайшее время заявку одновременно с ним будут подавать разного рода доноры и велосипедисты. Одним словом, «Стратегии 31» будет немного не хватать, мы так уже к ней привыкли. Впрочем, представить себе, что в ходе выборного цикла не появится ничего нового, сложно. И лучше бы это были все-таки не футбольные фанаты.