Дождались | Скудный, но полезный

ДОЖДАЛИСЬ

Прошло чуть больше года с того дня, когда президент Медведев объявил: «У нас никакого электронного правительства нет, всё это – химера». И вот в Госдуму внесен законопроект, который, если его примут, позволит гражданам и компаниям с 2011 г. пользоваться 20 видами госуслуг, не заполняя и не собирая никаких бумажных документов.

Появление в Думе в пятницу, 12 марта проекта со сложным названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций», прошло почти незамеченным, и совершенно напрасно. С его помощью может быть решена главная проблема, из-за которой мы вынуждены лично ходить по госучреждениям вместо того, чтобы общаться с ними через Сеть. В тексте законопроекта электронный документ, заверенный электронно-цифровой подписью, впервые приравнен к бумажному документу, подписанному собственноручно. До сих пор закон требовал дублировать электронный документ его бумажной копией.

Утверждения о равнозначности электронного и бумажного документа было бы достаточно, чтобы назвать законопроект судьбоносным, но такая инновация в нем не одна. 

СКУДНЫЙ, НО ПОЛЕЗНЫЙ


Если законопроект обретет силу закона, то с 2011 г. граждане получат право отправлять в электронной форме заявления на проживание иностранцев, изменять через интернет паспортные данные в документации налоговых органов, а юридические лица смогут подавать по электронной почте документацию на получение лицензий. 

В общей сложности законопроект касается двух десятков ситуаций, в которых граждане и компании обращаются в государственные органы. Это очень немного

 
Прямая речь

«Законопроект снимает много барьеров, но далеко не все»

Гендиректор агентства «Стратег», эксперт в области электронного государства Екатерина Аксенова
О том, что законопроект об электронных документах хорош, но недостаточен:
Это действительно очень важный документ, потому что он единым пакетом снимает ограничение на электронный документооборот в нескольких десятках законов и нормативных актов, обеспечивая возможность использовать электронную форму документов для государственных услуг. 
Законопроект снимает много барьеров, но далеко не все, поскольку актов, требующих изменения, существует, в общей сложности, порядка 200, и поэтому за нынешним законопроектом должны последовать другие.
Вряд ли с повсеместным внедрением электронной цифровой подписи могут возникнут большие трудности. Когда банкам понадобилось устанавливать системы телебанкинга для расчетов, оказалось, что это можно сделать недорого и несложно. 
Налоговая инспекция тоже создала ситуацию, когда стало возможным и нетрудным получить ЭЦП, и сейчас значительная доля предприятий работает с налоговыми документами через интернет.
 
: всего в России действует около 200 законов, настоятельно требующих поддержки электронного документооборота. 

Краткость списка государственных услуг, которые будут с 2011 г. использовать электронный документооборот, – не единственный пробел законопроекта. По мысли законодателя, чтобы придать электронному письму равенство с бумажным, его требуется заверить электронной подписью. Однако закон о работе с электронно-цифровой подписью, без которого невозможен полноценный запуск «электронного правительства», пока не принят, а предложения Минкомсвязи, по которым ее могли бы заменить адрес электронной почты и номер карты социального страхования, в нем отражения не нашли. 

Несмотря на скудость законопроекта, его актуальность

 
Прямая речь

«Говорить о прорыве в построении электронного правительства пока рано»

Основатель портала Opengovdata.ru, эксперт в области «электронного государства» Иван Бегтин
О главном смысле законопроекта:
Идеи, описанные в законопроекте – очень правильные, однако, говорить о прорыве в построении электронного правительства пока рано. 
Законопроект придает любому электронному документу, заверенному электронно-цифровой подписью (ЭЦП) такую же силу, как у бумажного документа с собственноручной подписью гражданина.
На первом портале госуслуг, ОГИЦ, о котором сейчас уже никто не вспоминает, реализовывалась схема идентификации граждан по ЭЦП. 
Но если вспомнить о налогах, то документы в налоговую инспекцию уже давно подписываются ЭЦП и передаются по электронным каналам. Если вспомнить о госзакупках, то и тут мы видим то же самое. То есть, в разных отраслях ЭЦП широко применяется уже сейчас.
У министра Щеголева в свое время звучали интересные предложения о применении в качестве гражданского идентификатора адреса электронной почты, но в новом законопроекте это положение не прописано, так что, боюсь, мы с ним начали ходить по кругу. 
Осуществление законопроекта потребует решения сложных задач. Если все граждане России захотят сейчас получить ЭЦП, то где находится регистрирующий центр, как получить сертификаты – это все организационные, а не технические задачи.
 
 признали абсолютно все эксперты по «электронному правительству». Депутаты Госдумы, для которых признание права на жизнь электронных документов стало неожиданностью

 
Прямая речь

«Закон об электронном документе должен быть гораздо шире»

Член Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи Илья Пономарев
О том, что законопроект об электронных документах решает только одну проблему из многих:
Документ, о котором идет речь, возник совершенно неожиданно, и в нынешнем виде он не решает всех проблем, связанных с электронным документооборотом. 
По сути, он закрывает только одну проблему электронного документооборота, связанную с обращением граждан в государственные органы. Однако, чтобы по электронному обращению была оказана госуслуга, документ должен быть юридически состоятельным. Но серьезная проблема архивации электронных документов, едва ли не основная, из-за которой тормозится внедрение электронного правительства, так и не решена. 
Важно, чтобы у нас не создалось впечатления, что этот законопроект и есть тот самый закон об электронном документе, о котором так долго говорили большевики. Закон об электронном документе должен быть гораздо шире. 
Однако, и эту инициативу можно только приветствовать. Приятно, что мы сдвинулись, наконец, с мертвой точки. 
 
, также признают пользу законопроекта и не сомневаются в том, что его примут. Тогда «химерой» электронной правительство назвать будет уже невозможно – это будет уже действующий стартап.