Российские бизнесмены всегда относились с особой теплотой к Кипру. Даже когда страна потеряла статус «классического» офшора из-за вхождения в Евросоюз и принятия законов, исключающих отмывание денег, отечественный капитал на острове остался благодаря множеству договоров об избежании двойного налогообложения, заключенных государством, европейскому статусу зарегистрированных на Кипре компаний, и низким налоговым ставкам. Что может измениться после снижения рейтингов Кипра? Разъясняет партнер и руководитель налоговой практики Goltsblat BLP Евгений Тимофеев:
«Вслед за ухудшением рейтинга Кипр должен попробовать улучшить состояние своих финансов . Стандартным средством является повышение налогов, поэтому власти острова уже задумываются об увеличении налогов, в том числе на прибыль с нынешних 10%. При этом увеличить ставку только на внутренние операции, не затронув международный бизнес, невозможно. Именно единообразие условий позволяет кипрскому налоговому режиму существовать без каких-либо претензий со стороны Еврокомиссии. Чтобы установить отдельный режим для изначально «кипрских» компаний и фирм, по существу, «пришлых», придется вернуть критерий отсутствия активных операций в самом Кипре. Именно этот критерий еще 10 лет назад позволял с полным основанием считать Кипр офшорной налоговой гаванью.
В то же время даже повышение ставки вряд ли затронет налоговый режим дивидендов и доходов от прироста капитала, получаемых при продаже акций и долей компаний, в том числе, российских. На полном освобождении этих доходов от налогообложения основана вся отрасль финансовых услуг острова (эта черта привлекает и российских инвесторов), и тронуть ее никто не осмелится.
Международных компаний могут коснуться меры по увеличению налогов, если они будут приняты, с роялти и процентов. Впрочем, в тех случаях, когда права на интеллектуальную собственность и займы «приходят» на Кипр из третьих государств (весьма распространенный случай), страна довольствуется налогообложением достаточно незначительного спрэда в размерах роялти или процентов. Величина ставки налога при этом не имеет принципиального значения».