В международном обществе «Мемориал» состоялась лекция немецкого историка Лутца Нитхаммера «Бухенвальдский миф. Вопросы к немецкой памяти». Автор книги «Вычищенный антифашизм. СЕПГ и красные капо Бухенвальда», Нитхаммер представил основные составляющие бухенвальдского мифа и познакомил слушателей с отличным от традиционного взглядом на проблему. Slon публикует сокращенную версию лекции.
Эти слайды ведут нас к самому сердцу бухенвальдского мифа. Первые из них показывают освобождение (лагерь был освобожден американцами), а три месяца спустя Тюрингия, где располагался Бухенвальд, была передана в состав советской оккупационной зоны. Бывших заключенных к тому времени выпустили, но советское правительство продолжало использовать его как лагерь для интернированных лиц.
Нацистский концлагерь был крупнее и существовал дольше, однако общая черта между ним и советским заключается в том, что число погибших в них почти одинаково. Миф о Бухенвальде сформировался в конце 1950-х, и он включает в себя следующие элементы: Бухенвальд был самым крупным германским концлагерем, через него прошли около 250 тысяч человек, из которых примерно 56 тысяч погибли, и он стал местом битвы между фашизмом и коммунизмом. Якобы немецкие коммунисты создали в Бухенвальде всеобъемлющую альтернативную структуру, которая была равносильна нацистской администрации и устанавливала собственный порядок в концлагере. Третий аспект мифа – коммунистическое сопротивление в лагере было настолько сильно, что еще до прихода американцев коммунисты подняли восстание и освободили лагерь сами. То, что советское правительство продолжало использовать лагерь в своих целях до 1950 года, – своеобразное белое пятно в советской историографии (это полностью замалчивается).
Вы могли видеть на фотографиях чистое поле, за исключением одной башни, где сейчас располагается музей. Советская администрация просто снесла лагерь, задвинув основные сооружения в лес с помощью бульдозеров. Долгое время не было даже памятника.
Условия содержания различались: одна часть заключенных жила в каменных постройках, где были ватерклозеты, другая – в огромных конюшнях, третья – в палатках (там особенно часты были эпидемии). В 1958-м ГДР создала на месте Бухенвальда национальное место памяти, и в единственном сохранившемся здании создали музей, который рассказывал легенду, основные пункты которой я перечислил. Каждый молодой человек из ГДР хотя бы раз в жизни ездил туда.
Два бывших узника, две книги
Один из бывших узников, Бруно Апиц, написал книгу, разошедшуюся огромным тиражом (больше, чем у сочинений Маркса и Энгельса), – «Голый среди волков». Она повествовала о жизни в Бухенвальде, ее автор был скульптором, администрация лагеря так ценила фигуры, которые он изготавливал, что оборудовала ему мастерскую-ателье и даже разрешила держать кошку. Сюжет книги построен на спасении еврейского ребенка коммунистами, эта история рассказана так, что фигуры коммунистов становятся примером для подражания (книга активно распространялась среди молодежи), символами антифашистского коммунистического сопротивления ГДР. Создавалось ощущение, что все люди были такими, а ведь в действительности население ГДР в массе своей не являлось коммунистическим.
Я леволиберальный историк из Западной Германии, и у нас существовала другая точка зрения, основанная на книге Ойгена Когона, консервативного экономиста из Австрии, также бывшего в лагере, «Государство СС». Когон описывает систему управления лагерем – в основе было самоуправление заключенных, причем все ключевые должности занимали немецкие коммунисты (красные капо). Восточногерманские источники же представляли эту систему как костяк сопротивления, которое набрало силу и добилось самоуправления.
Я осмотрел Бухенвальд в середине 1980-х годов, и то, что было создано в музейном плане, потрясло меня. Однако меня удивили некоторые моменты. Во-первых, отсутствие бараков (во всех остальных сохранившихся лагерях бараки остались), во-вторых, то, что главой комитета узников Бухенвальда был француз. В-третьих, речь всегда шла о коммунистах, сопротивлявшихся нацизму, хотя их в конце было около 5%. Наконец, меня просто привели в ужас изображения, которые посетитель видел, выходя из музея, – танк и самолет с изображением знака Национальной народной армии ГДР, во всю стену. То есть основная дидактическая цель экскурсии заключалась в том, чтобы укрепить обороноспособность армии ГДР.
После крушения советского режима была создана экспертная комиссия. Комиссия реформировала музей – вся коммунистическая составляющая убиралась, основная масса заключенных должна была получить официальное признание и, наконец, в отдельном помещении создавалась экспозиция, посвященная советскому лагерю (но она должна была быть лишь на втором месте). Мне не нравилось, что мы отводили второе место тому, чего совершенно не знали.
Кто умирал в спецлагере
Идеологические бои развернулись вокруг того, что эти лагеря собой представляли. Во втором, в спецлагере, находилось чуть больше 28 тысяч человек, из которых четверть погибли. Кто были узники спецлагеря? Это были члены гитлерюгенда, утверждавшие, что лагерь стал настоящим адом для них. Что касается гибели заключенных, то основная часть умерла в определенный период – с осени 1946 по лето 1947-го.
Это не было убийством фашистского образца, это было убийство советского образца, произошедшее за счет бюрократического конфликта и пренебрежения к заключенным. |
Вообще зима 1946–1947 годов была очень суровой и почти везде привела к голоду. В это время НКВД решил передать лагерь в управление советской администрации в Германии, кормлением заключенных никто не занимался. Позже их пайки урезали, причем до такой степени, что четверть людей умерла от голода. После того как летом 1947 года лагерь был передан ГУЛАГу, там улучшились условия содержания, начали разбирать дела заключенных, через год некоторые были даже отпущены.
Спецлагерей в советской зоне оккупации было десять, позже их свели в три. Первых заключенных начали выпускать лишь в 1948 году. В Баутцене большинство заключенных составляли молодые люди, протестовавшие против советской военной администрации. Они были осуждены на срок от 10 до 20 лет. В Бухенвальде в основном содержались люди, которые были членами фашистских организаций, но тех, кто действительно занимал ответственные посты, там оказалось крайне мало – сплошь функционеры локального уровня. Это сильно отличало Бухенвальд от западных лагерей, потому что там большую часть заключенных составляли высокопоставленные нацистские лидеры и офицеры СС. Советская администрация приравняла работников СС к военнопленным и отправляла их в иные лагеря.
Антикоммунисты и коммунисты были разочарованы: коммунисты – по причине того, что прежним оправданием для существования лагеря было то, что туда сажали ответственных за нацистские концлагеря (но выяснилось, что таковые составляли минимальный процент). |
Большинство выживших узников приняли нашу версию, то есть произошла историзация их опыта, встраивание его в научную картину. Также произошла реконструкция музея.
Новые данные порождают новые вопросы
В 1993 году открыли новые архивы. Речь шла вот о чем: в 1946–1948 годах герои коммунистического сопротивления лагеря были вызваны комиссией партконтроля Социалистической партии Германии, их обвинили в том, что они угнетали советских узников лагеря и вступили в сговор с СС. Два главных деятеля занимали высокие посты в советской оккупационной зоне – капо, возглавлявший больницу, был заместителем председателя совета министров, другой заведовал лагерной статистикой. Содержание папки стало шоком для тех, кто верил в миф советского антифашистского сопротивления в Бухенвальде.
Позже выяснилось, что все ведущие деятели лагерного коммунистического сопротивления были отстранены от должностей, а два руководителя – даже привлечены к суду советского военного трибунала по обвинению в сотрудничестве с СС и преступлениях по отношению к заключенным. Из документов не вытекало, что принятие должностей совершалось с коллаборационистскими намерениями, скорее всего, они шли на эти должности с целью сопротивления режиму.
Стало очевидным, что масса заключенных была расколота. Существовало такое явление, как подмена жертв: капо не могли препятствовать тому, что в больнице проводились опыты на людях, но вычеркивать имена людей из списка обреченных и вписывать на их места других – могли. Это противоречило тому, что немецкие коммунисты обеспечивали в лагере порядок, основанный на солидарности. Благодаря этой деятельности они имели наивысшие шансы на выживание, и процент погибших коммунистов был наименьшим.