В начале июля в пресс-центре РИА «Новости» прошла дискуссия «Отказы матерей от новорожденных: причины и способы предотвращения». Какие матери бросают своих детей, что толкает их на этот шаг? Самое главное  как с этим можно бороться? Slon приводит фрагменты дискуссии.

Александра Марова, директор благотворительного Фонда профилактики социального сиротства

В последнее время мы много говорим о различных поправках в законодательство, о необходимости поддерживать приемные семьи. И совсем мало – о том, что гораздо важнее сделать так, чтобы дети оставались в родной семье. Наверное, эта задача недостижима в современном мире. Ведь всегда были, есть и будут дети, которым не выжить без заботы общества. Тем не менее иногда мы знаем, что нужно сделать, чтобы ребенок остался в родной семье. Это вполне определенные ситуации. И очень важно работать в этом направлении, смещая тренд в сторону сохранения ребенка в семье.

Деятельность нашего фонда направлена на предотвращение отказов от новорожденных, а также внедрение таких проектов, как социальные гостиницы для матерей с детьми.По официальной статистике, 6230 младенцев в 2012 году были оставлены матерями в родильных домах. При этом результаты исследований показывают, что каждый второй ребенок смог бы остаться с родной матерью при минимальных затратах со стороны государства.

И это не менее важно, чем различные меры поддержки в отношении к приемных семей. В результате три из шести с лишним тысяч детей в год просто не будут нуждаться в приемных родителях, вот в чем наша задача.

Кто эти женщины?

Кирилл Хромов, ведущий аналитик Лаборатории социальной политики

Можно набросать два портрета: это либо молодая девушка с довольно низким уровнем образования и неопределенными личными отношениями, либо женщина в возрасте, у которой семейные отношения уже устоялись, но, как правило, они достаточно неблагополучны.

Можно было бы предположить, что отказываются именно от первого ребенка. На самом деле это не так.

30% отказов – не первый, а третий ребенок, четвертый и так далее. Предыдущих детей воспитывают, растят, а этого не могут, не хотят.

Что может заставить мать отказаться от ребенка?

Кирилл Хромов

У нас традиционно предполагают, что главную роль играют материальные проблемы. Однако все сложнее. 20% женщин отказываются от ребенка, потому что их семьи неблагополучны. Зачастую имеет место некое рациональное решение: женщина считает, что ей в семье опасно. Тем более опасно – ребенку. Она говорит: «Ему в детском доме будет лучше, чем дома». Мать не чувствует помощи ни со стороны семьи, ни со стороны государства или каких-либо служб.

Еще одна распространенная причина – мать остается одна. Часто в эту группу попадают женщины, приехавшие на работу в крупные города из деревень, маленьких населенных пунктов. У них нет никого поблизости, а мужчина, как правило, их бросает, и они просто не в состоянии справиться в одиночку.

Следующая группа случаев – это конфликт по поводу ребенка. Бывает так, что мать хочет сохранить и воспитывать ребенка, но она сильно зависима от решения семьи. Семья же отказывается: либо мужчина резко против, либо родители не хотят принимать дитя. Бывают очень жесткие ультиматумы: «Придешь с ребенком – выгоню из дома». В этой ситуации часть женщин принимает решение отказаться.

Другая причина – это потрясение. На последних месяцах беременности в жизни матери происходит какой-то неожиданный стресс. Это либо может быть очень болезненный, неожиданный разрыв с мужем, либо муж оказывается в тюрьме или погибает. И женщина, пребывая в шоковом состоянии, не может представить себя матерью, не понимает, как она будет растить ребенка, и ей просто нужна помощь. Тут тоже часто бывает так, что поддержать ее некому.

Отказ – это в первую очередь крик о помощи.

Женщина не справляется с ситуацией, в которой оказалась. Это не значит, что она не готова или не хочет этого ребенка, ей всего лишь нужна поддержка.

Чем можно помочь?

Александра Марова

Как только в роддоме появляется мама, которая говорит что-то вроде «у меня тяжелое положение, я буду отказываться от ребенка», медики тут же передают информацию в созданные службы профилактики отказов. Специалисты приезжают к роженице, разговаривают с ней, выясняют ее мотивы, оценивают риски нахождения ребенка с ней. Потому что просто оставить ребенка с мамой – не самоцель, хочется, чтобы малышу там было комфортно и безопасно. И если мама «сохранная», у нее есть мотивационные возможности, она очень часто меняет решение об отказе, и в дальнейшем ей предоставляют сопровождение, которое очень индивидуально. Оно может продолжаться как один месяц, так и два года, в зависимости от проблем женщины. Специалисты обеспечивают юридические, социальные, психологические или жилищные услуги.

Кирилл Хромов

На первый взгляд кажется, что нет какой-то доминирующей группы причин, но на самом деле практически половина случаев отказа так или иначе связана с тем, что женщина не получает поддержку от семьи. Материальная причина, так активно обсуждаемая, определяет примерно 15% всех случаев, то есть только в этих 15% случаев материальные пособия помогут женщине сохранить ребенка.

Если работа ведется, каждый второй отказ можно предотвратить. Даже если услуга только запускается, можно предотвращать четверть отказов, несмотря на то, что специалисты еще не обучены и работа ведется буквально на коленке.

Социальный работник рассказывал: «Мамы к нам приходят, и мы даже помочь ничем не в состоянии. Но мы выдаем им какую-то гуманитарную помощь, две пеленки и памперс, и даже после этого они начинают задумываться и менять свое решение. Женщины чувствуют, что есть кто-то, кому небезразлично, кто может поддержать, к кому можно прийти и просто поговорить».

Александра Марова

Мы видим, что повышение льгот, пособий не снимает проблему социального сиротства. Я не говорю о том, что льготы не нужны. Но наше исследование очень хорошо развенчивает стереотип о том, что сиротами становятся потому, что семьи бедные. Это совершенно не так. Когда мы внедряем наши услуги в регионах, очень много времени при обучении тратится на то, чтобы дать специалистам другие методы работы: не просто выписать материальную помощь, а выстроить реабилитационный процесс, чтобы даже при минимальных доходах мама могла заботиться о своем ребенке, чтобы ребенку было в семье хорошо. И это не вопрос количества денег.