Каким должно быть в идеале взаимодействие между литературой и властью? Может ли власть вмешиваться в литературу, а литература – в дела власти? Почему в Афинах в театр приходило больше людей, чем сейчас – на футбольные матчи? Об историческом и современном аспектах дихотомии «власть – литература» рассказал доктор филологических наук Николай Гринцер на лекции «Литература и политика в античности», прошедшей 16 июля в парке Горького и организованной Московской высшей школой социальных и экономических наук. Мы публикуем материалы лекции в сокращении.
«Илиада» и «Одиссея» – тексты для древних греков практически священные. Кто знает Гомера, в курсе, что там боги занимаются черт знает чем, но в величии Гомера как поэта сомневаться не приходится. Философы, конечно, его страшно ругали, говорили, он все наврал. Однако главный текст культуры – литературный. Важней всего слово. Эта идея торжествовала и в Греции, и в Риме, отчасти унаследовавшем ее у греков.
Демократия как порождение театра
Отношения власти и литературы в европейской истории складывались непросто. Но при этом литераторы всегда апеллировали к тому, к чему апеллирует европейская культура, – к античности. Если взглянуть на историю и Греции, и Рима, удивительным образом оказывается, что изящные искусства занимали особое место в жизни общества. Греческий театр – это не театр в нашем понимании, скорее это стадион, вмещавший огромное количество зрителей. В период расцвета греческой культуры в афинском театре могли разместиться, по разным оценкам, от 10 до 30 тысяч человек, цифра, сопоставимая с численностью взрослого населения тогдашних Афин. Туда, конечно, приходили не только афиняне. И все равно сам факт поразителен. На комедии и трагедии собирались такие толпы, какие в наше время не всегда являются на футбольные матчи.
Платон, например, не такой большой поклонник полисного устройства афинского образца, утверждал, что вся дурная демократия родилась в театрах. Как там невежественная публика освистывает хороших поэтов и поддерживает плохих, так и в народном собрании далекий от понимания политики плебс принимает решения государственной важности. |
И параллель верна: в Афинах, как известно, существовали состязания. Допустим, соревнуются три великих греческих трагика – Эсхил, Софокл и Еврипид, а жюри определяет, кто в этом году лучше. Но замечательно, что это жюри состоит отнюдь не из профессиональных критиков. Судьи выбирались по жребию. Условно говоря, любой афинский гражданин имел возможность решить, что Эсхил лучше Софокла.
Политическая комедия, или Высмеивание государства за его же деньги
Каким образом литература оказывается делом государства? Комедии и трагедии – это государственный праздник за государственные деньги. Греческая комедия, если судить по творчеству Аристофана, высмеивала все, что только было святого в полисе, даже боги представали в весьма непотребном виде. Но это больше говорит о том, как греки в принципе воспринимали своих богов, а не о театре. Интереснее то, как греки относились к политикам. Политиков надо было высмеивать обязательно. И более того: политики должны были при этом высмеивании непременно присутствовать. Например, у Аристофана был любимый персонаж, Клеон. Известный политический деятель, его много лет подряд выбирали первым стратегом. И Аристофан его последовательно высмеивал, представлял вором, прелюбодеем, лжецом. При этом политик-то сидел в первом ряду – так ему полагалось по должности – и все это выслушивал. Афинской публике происходящее страшно нравилось: как и любая публика, она обожала, когда смеются над политическими лидерами. Важно понять, как это воспринимал сам осмеиваемый политик. Еще недавно в нашей стране существовали сатирические телепередачи, объектом внимания которых были политики первого эшелона. Чем дело кончилось, нам известно, они, мягко говоря, сошли на нет. А что делает Клеон? Подает в суд на комедиографа, как положено. Суд отказывает Клеону в иске, а в следующем году в новой комедии Аристофан радостно рассказывает, как на него подавали в суд, и кроет Клеона еще пуще. Клеон все сидит в первом ряду. Правда, была история о том, что бедный Клеон ничем другим не мог уесть Аристофана, поэтому решил просто его побить. Комедия, таким образом, выполняет важнейшую роль. Ругать власть – часть политической жизни. Однако сатира и ее популярность не делает власть плохой. Афинские граждане, которые восторженно хлопают Аристофану, в этот же год выбирает Клеона первым стратегом.
Получается, чем больше политика ругают, тем и он, и ругающий правильнее для общества. Для афинян это свидетельство нормальности как власти, так и литературы. Клеону ругань не нравится – и это тоже часть государственной службы. В афинской системе государства критическое отношение к власти – обязательное условие. |
Политическая трагедия и вопросы, которые ставит литература
Вот такой парадоксальный пример взаимодействия литературы и политики в греческой трагедии. Трагедия Эсхила «Персы» о великой победе Греции над персами. Что лежит на поверхности? Восхваление афинского государственного устройства: мы победили, потому что мы свободны, а у персов – рабство, потому что мы богатые и образованные. Но если внимательно читать «Персов», очевидно, что это и предупреждение: да, Афины как государство обретают величие, но великое государство, что видно из примера Персии, может плохо кончить. Параллели очевидны: когда-то персы были замечательно организованы, богаты, но с ними что-то случилось.
Афины, задумайтесь, не случится ли аналогичное с вами, если вы превратитесь в то, чем была Персия! |
Идеи оказались провидческими. Афины действительно через некоторое время начинают трансформироваться из, так сказать, демократического полиса в мощную империю. Но задолго до того литература начала обсуждать вопрос: что будет с Афинами, если они превратятся в империю?
Государство там, где книга
Когда создается новое государство, туда должна переехать литература. В данном случае она переезжает туда физически. |
Иосиф Бродский в нобелевской речи сказал:
«До тех пор пока государство позволяет себе вмешиваться в дела литературы, литература имеет право вмешиваться в дела государства». |
Но, пожалуй, в античности ни литература не вмешивалась в дела власти, ни власть не вмешивалась в дела литературы. Парадокс в том, что в античности у литературы и власти дела были общие.