Покупка Microsoft корпоративной социальной сети Yammer за $1,2 млрд прошла практически бессшумно. Не сравнить с резонансом вокруг сделки Facebook-Instagram. Оно и понятно: фотокартинки, обработанные фильтрами, кажутся актуальнее скучных корпоративных коммуникаций. Это при том, что вчерашняя сделка для стартап-рынка рекордная: Microsoft заплатил больше миллиарда долларов наличными (Facebook за Instagram заплатил 0.4 млрд реальными деньгами, остальное – акциями) за сервис, который работает всего 4 года и которым пользуется всего 5 млн человек (у Instagram на момент покупки было все-таки больше 35 млн пользователей).

Основатель Yammer Дэвид Сакс известен даже меньше, чем создатели Instagram, хотя опыта у него гораздо больше, чем у Кевина Систрома и Майка Кригера. Сакс принадлежит к сплоченной группе создателей платежной системы Pay Pal, вместе с Максом Левчиным и Питером Тилем он выводил сервис на рынок, а потом удачно продал его eBay, не оставшись внакладе. С тех пор он успел выступить продюсером фильма «Здесь курят» и создать генеалогический сервис Geni. В 2008 году появился Yammer – как уже сейчас понятно, главное личное достижение Сакса. Проданный в 2002 году за $1, 5 млрд Pay Pal был все-таки продуктом коллективного творчества.

За 4 года Сакс без особой маркетинговой активности сумел заинтересовать инвесторов. Общая сумма венчурных инвестиций в Yammer достигает $142 млн. Последние инвестиции были в феврале: тогда сервис получил $85 млн, в результате его капитализация была оценена в $500 млн. Интересно, что все это происходило при довольно негативном для такого типа сервисов фоне. 2 года назад компания Salesforce, один из лидеров рынка программного обеспечения для отделов продаж, выпустила программу Chatter – социальную сеть для внутрикорпоративного пользования. У крупного игрока с хорошо налаженными корпоративными связями были все шансы полностью захватить рынок (тогда же пошли небезосновательные слухи, что Salesforce просто купит Yammer с потрохами), но Саксу удалось не только сохранить свой стартап на плаву, но и создать вокруг него ореол инновационной и легкой альтернативы потенциальному лидеру рынка. «Когда-нибудь Salesforce станет закладкой в Yammer», – говорил тогда Сакс. После сделки с Microsoft эти слова уже не кажутся совсем уж пустым хвастовством. 

Чем Yammer привлек сначала инвесторов, а потом и Microsoft? Точно не текущей доходностью. Финансовые показатели корпоративной социальной сети не раскрываются. Известно лишь, что основной пакет ее услуг бесплатный. Есть платный пакет с дополнительными опциями, но из 5 миллионов корпоративных пользователей им пользуется только 20%. Это, кстати, очень неплохой показатель для четырехлетнего стартапа и для модели freemium, которую он использует. По статистике, за первые 5 лет работы сервисов с такой моделью в среднем платит не больше 10% пользователей. Еще в апреле 2010 года были сообщения, что выручка Yammer исчисляется семизначной цифрой и скорее всего это и сейчас близко к действительности. 

Но Microsoft интересовали финансовые показатели стартапа в последнюю очередь. В конечном счете у того же Instagram на момент прихода Facebook с миллиардом долларов вообще не было никакой модели монетизации. Больших покупателей, как верно заметил в свое время товарищ и партнер Дэвида Сакса по PayPal Питер Тиль, интересуют не маленькие прибыли, а большая экспансия. 

Yammer – совсем несложен с программной точки зрения. Фейсбуко-подобный сервис с довольно стандартным набором опций: есть лента, работающая в режиме «твиттера», есть общий чат, есть ветки для тематических дискуссий, у каждого пользователя есть профайл с фотографией и личной информацией. Только в Yammer, в отличие от Facebook, специально создаются закрытые корпоративные аккаунты, в которых могут регистрироваться сотрудники конкретной компании (для этого обязательно нужен корпоративный имейл). 

Первый же вопрос очевиден: почему для тех же целей не использовать, например, группы в Facebook? На этот вопрос уже дал ответ сам рынок: по опросом Salesforce, 75% опрошенных специалистов по кадрам в американских компаниях в принципе не рассматривают главную социальную сеть в качестве инструмента для внутрикорпоративных коммуникаций и считают ее для этих целей неэффективной. Бесконечный информационный шум, отвлекающий от работы контент, коммуникации с друзьями, проблемы с безопасностью (сотрудник с одним и тем же паролем будет заходить в соцсеть как для общения с собутыльниками, так и для работы с закрытыми корпоративными документами) – все это делает Facebook не лучшим вариантом для бизнеса. Нужны безопасные, простые и многофункциональные альтернативы. 

Важнее преимущества Yammer на фоне продуктов-конкурентов (Chatter, Jive Software и др ). Во-первых, Сакс никогда не скрывал, что затачивает свой продукт под интеграцию с крупными информационными системами. Yammer изначально создавался так, как будто его на стороне заказывала для себя крупная корпорация. Дар предвидения не подвел: Microsoft, очевидно, захочет интегрировать соцсеть со своими продуктами SharePoint, Office 365, Microsoft Dynamics и Skype. 

Во-вторых, Сакс развивал Yammer так, словно это был массовый продукт, чуть ли не конкурент Facebook, только для аудитории, которая меньше в сотни раз. Объясняя причины покупки, глава Microsoft Стив Балмер отметил необычную для корпоративных платформ «вирусную» модель Yammer по наращиванию пользовательской базы, когда сотрудники регистрируются в сервисе сами, а затем приглашают своих коллег. 5 миллионов существующих пользователей – сотрудников в крупнейших компаниях – это результат исключительно вирусного маркетинга. Yammer, если верить его создателю, за время своей работы не вложил в рекламное продвижение ни цента. После того, как в соцсети регистрировалось больше 20 человек из одной компании, подключался отдел продаж сервиса, но не раньше. 

Наконец, Yammer точно попал в свою аудиторию. Из 5 миллионов пользователей соцсети 85% работают в компаниях из списка 500 крупнейших компаний по версии Fortune. Дэвид Сакс, в отличие от конкурентов, не верит в спрос на такие сервисы со стороны малого и среднего бизнеса. Корпоративные соцсети, уверен он, востребованы у бизнеса с налаженной культурой и высокими стандартами информационной безопасности, – а это, все-таки, в большинстве своем крупные компании. На этом рынке, развивая дополнительные платные опции сервиса, можно заработать. Общая численность сотрудников 50 компаний с наибольшим персоналом из списка Fortune 500 составляет порядка 11-12 млн человек – и это только верхушка айсберга.

Теперь, правда, далеко не все будет в руках Дэвида Сакса. Поглощение таким монстром, как Microsoft, для любого стартапа – это не только уникальные возможности для развития, но и риски быть умученным корпоративной бюрократией, неповоротливостью и волюнтаризмом топ-менеджмента, которым давно славится корпорация из Редмонда.