Фото ИТАР-ТАСС/ Александр Колбасов

Международный валютный фонд вновь прописал России свое излюбленное средство – бюджетную экономию. По мысли экспертов авторитетной организации, это спасет нашу экономику от грядущего «перегрева». В терминах фонда «перегрев» означает выход на темпы роста, заметно превышающие потенциально возможные.

При увеличении нашего ВВП не более чем на 4% в реальном выражении подобный тезис звучит не более чем насмешка. Вряд ли мы сегодня сможем найти россиянина, выступающего против ускорения экономического роста. Верно и то, что найти эксперта, согласного признать действенность усилий правительства в этом направлении, сегодня можно разве что с фонарем Диогена. Тем не менее, нельзя не признать, что разрушительные «пузыри», как мы просторечно называем симптомы перегрева, уже вызрели в нашей экономике. «Путь амбициозной бюджетной консолидации», следовать которым сегодня предлагает МВФ, не только остудит, но может еще больше разогреть экономику.

Основываясь на собственной исследовательской практике и бытовых наблюдениях, я с ходу могу назвать два нещадно «пузырящихся» сектора российской экономики, при этом напрямую не связанных между собой. Для начала обратим внимание на отечественный автомобильный рынок, который вновь стремится стать крупнейшим в Европе. Как и до первой волны кризиса, драйвером роста здесь выступает кредитование. Но в отличие от тотальной автомобилизации населения в эпоху потребительского бума, нынешний подъем по своим признакам гораздо опаснее.

На фоне сохраняющейся напряженности на рынке труда и более скромного, чем до кризиса, роста доходов населения, мы видим взрывной рост кредитных продаж внедорожников. Их продажи в нынешнем году растут значительно быстрее рынка. Получается, что отечественный покупатель с готовностью берет на себя более высокий риск, чем раньше. И банки, несмотря на окрики озабоченного чрезмерной кредитной экспансией Банка России, их в этом активно поддерживают. Спокойствие кредитора, подстраховавшегося залогом и гарантиями регулятора по предоставлению ликвидности, отчасти можно понять. Мнение же заемщиков относительно собственной потенциальной платежеспособности выглядит необоснованно завышенным.

Ситуация на рынке внедорожников имеет отношение не только к потребительскому рынку, ведь отдельные модели дорогих автомобилей сегодня производятся на наших заводах. Это значит, что взрыв «пузыря» больно ударит не только по заемщикам, не сумевшим расплатиться по кредиту, но и по отечественной промышленности. Интересно будет посмотреть и на балансы банков, когда у них появятся стоянки кредитных автомобилей.

Другой «пузырь» надувается в авиации, где динамика пассажирооборота уже преодолела все мыслимые экспертами границы. Взрывной рост перевозок сопровождается не менее впечатляющим расширением самолетного парка. Источником финансирования капитальных затрат при этом является не денежный поток перевозчиков, а лизинг, кредиты и займы. При этом компании де-факто бьются не столько за долю, сколько за увеличение концентрации рынка, тем более что в мире есть примеры относительно успешных авиационных олигополий.

В декабре 2008 г. крупнейшие перевозчики и аэропорты уже были включены в перечень системообразующих организаций России, что гарантировало им приоритетную антикризисную поддержку. В первую волну кризиса спасать авиаторов за счет бюджета не пришлось, и в прошлом году правительство дало новые импульсы к консолидации отрасли, беспокоясь о повышении безопасности полетов. Очередное ухудшение экономических условий при возросшей долговой нагрузке может потребовать активного вмешательства государства. Крах альянса AiRUnion в середине 2000-х гг. не только заставил страдать тысячи пассажиров, но и обернулся убытками для аэропортов.

Возникновение «пузырей» базируется на иррационально идеализированных представлениях экономических субъектов – людей и компаний – о будущем. В их глазах необходимым условием экономической стабильности, той почвы, на которой вырастает иррациональный оптимизм, является устойчивость бюджетной конструкции. Поэтому следование рецептам МВФ без модернизации отраслевых систем госрегулирования (читай – риск-менеджмента) лишь укрепит участников рынка в их завышенных ожиданиях, усугубив потенциальные негативные последствия «пузырей».