Как и у большинства стартаперов, у Александра Свинина имелась многообещающая идея.
 
Идея эта основывалась на трех фактах. Студентам и выпускникам тяжело найти хорошую работу. Раз. Многие компании хотели бы брать на работу молодежь, но не знают, где и как ее искать. Два. Молодых не надо специально собирать на отдельной площадке – с этой задачей несколько лет назад успешно справились социальные сети. Три. 


Александр Свинин

В результате сложения этих трех фактов в голове Александра и родилась идея, которая поначалу казалась ему совершенно роскошной: сделать рекрутинговый молодежный сервис на базе социальной сети, который позволил бы студентам быстро находить интересные вакансии, а работодателям – вербовать инициативных, перспективных и не избалованных высокими зарплатами сотрудников. 

В результате весной 2012 года молодой специалист по подбору персонала и выпускник школы управления «Сколково» Александр Свинин запустил в сети «ВКонтакте» приложение SmartStart, ориентированное на юношей и девушек от 16 до 25. Однако дальше произошло то, что со стартаперами происходит сплошь и рядом, и о чем они не очень-то любят распространяться. На деле идея оказалась не такой уж роскошной, как казалось вначале. 

Скриншот 

приложения SmartStart

SmartStart сумел привлечь внимание и работодателей, и молодежи. Но результаты не поражали воображения и тем более не обещали Александру Свинину миллионов в самой ближайшей перспективе. Он оказался перед выбором: или закрыть проект, махнув рукой на потраченные усилия и деньги, или попытаться его вытянуть, что обещало множество проблем без каких-либо гарантий успеха. 

Надо ли говорить, что для двадцатичетырехлетнего Александра Свинина выбор был очевиден.

Меньше математики, больше девушек

Сыктывкарец Свинин – выходец из типичной семьи интеллигентов. Мама – библиотекарь, папа – инженер. Сейчас уже сложно поверить, что после школы он приехал поступать в Петербург, не имея ясного представления о том, кем хочет быть, и в итоге поступил на факультет управления человеческими ресурсами. «Просто ходил и расспрашивал у приемной комиссии, где меньше всего математики и больше девушек, – вспоминает он. – Сказали, что на управлении персоналом». 

Случайно выбранная специальность со временем показалась увлекательной. Настолько, что Свинин решил создать свой собственный проект, который должен был напрямую соединить работодателей и молодежь. «В большей степени я рассматривал это даже не как онлайн-стартап, а как социально ориентированный продукт, который расскажет и покажет молодым, как строить успешную карьеру», – вспоминает Александр. Существующие в интернете сервисы его совершенно не устраивали, потому что не специализировались на вакансиях для молодых и не использовали возможности социальных сетей.

Свинин и несколько партнеров вложили в стартап свои сбережения – всего около миллиона рублей. Перед запуском SmartStart Александр полгода проработал директором департамента развития медиахолдинга «ОПОРА-Кредит» и ушел с работы, чтобы посвятить себя проекту. Работы по созданию рекрутингового приложения начались в феврале 2012, а уже в апреле вышла первая версия SmartStrat для «ВКонтакте». 

«Первая версия была ужасна – кривая и неудобная, – признает Свинин. – Верстка, дизайн, программирование – я тогда ничего не понимал в этом».

«Фидбек от клиентов и пользователей пошел незамедлительно – люди слали эмоциональные письма с длинными списками наших косяков, которые их по-настоящему бесили». 

Жирные плюсы

К середине лета друзья переписали приложение. Теперь там можно смотреть вакансии по нескольким параметрам: ключевое слово, профессиональная сфера, город и зарплата. Соискатели в среднем тратят не больше пяти минут на составление резюме, так как оно формируется на базе существующего профиля «ВКонтакте». Свинин называет это одним из жирных плюсов своего продукта. 

Для работодателей, желающих разместить свои вакансии в приложении, существует несколько опций: подбор неограниченного числа специалистов в течение года (этот тариф стоит примерно 130 000 рублей) и размещение по одной вакансии. Объявления о поиске волонтеров, а также об образовательных и профессиональных стажировках можно выкладывать бесплатно. Кроме того, SmartStrat активно призывает своих клиентов делиться идеями о том, как улучшить приложение, – за это им выдаются бонусы в виде возможности на определенный срок размещать свои вакансии бесплатно.

После того как в июне вышла доработанная версия приложения, поток негатива от пользователей резко уменьшился. Тогда же Softline Venture Partners заключили со SmartStrat сделку и инвестировали в проект стартапера, который еще недавно и сам был студентом, несколько сотен тысяч долларов. Свинин говорит, что к выбору инвестора он и его партнеры подходили тщательно – изучали истории сделок потенциальных вкладчиков. Выбрали корпоративный венчурный фонд группы компаний Softline, который инвестирует в IT-проекты на ранних стадиях развития.

В общем, для небольшого стартапа, созданного буквально на коленке, все, кажется, складывалось вполне благополучно. Если бы у SmartStart появилась серьезная аудитория. Но ее не было.

Переписка пока не привела к результату

За полгода сервисом SmartStart хотя бы раз воспользовалось около 9000 пользователей. Свои вакансии разместили около 200 компаний (Свинин использовал свои профессиональные контакты, наработанные за время работы кадровиком, для того чтобы на первых порах привлекать работодателей). Однако со времени запуска на работу вышли пока только сорок пять соискателей – для сервиса, ориентированного на недорогие вакансии, результат довольно скромный.

«Конечно, меня не устраивают такие темпы роста», – признает Александр. Сервис оказался или слишком специфическим, или слишком революционным, ведь не каждый работодатель готов искать персонал через «ВКонтакте», несмотря на все воображаемые преимущества SmartStart. 

Свинин приводит пример: несмотря на то, что он размещает сообщения о поиске волонтеров абсолютно безвозмездно, компании особого интереса пока не проявляют. «Мы связывались с координаторами Олимпийских игр в Сочи, им же нужно много волонтеров, предлагали им опубликовать свои требования у нас – так вот, мы до сих пор ведем с ними официальную переписку, которая пока не привела к ощутимым результатам». Точно такая же ситуация с организаторами Универсиады в Казани – переговоры идут, результатов пока нет.

Да и сами студенты не питают особых надежд на трудоустройство через социальную сеть. Кажется, они либо вообще не интересуются карьерой, либо просто не верят в то, что таким образом можно найти что-то действительно стоящее. «Мы столкнулись с неприятием социальных сетей в качестве площадки, где можно не только развлекаться и общаться, но и искать работу. Аудитория оказалась не совсем готова к этому», – признает основатель SmartStart. 

Все врут

Кто знает, может быть Александр Свинин и рад был бы бросить идею, которая не выстрелила. Но это не так-то просто сделать. В проект вложены время и деньги, причем не только свои, поэтому нужно двигаться дальше. А для этого надо переосмыслить созданный продукт. Теперь SmartStart будет не просто сервисом поиска вакансий – в идеале Свинин хочет за несколько лет превратить свой сервис в инструмент карьерного планирования, который должен изменить подходы к образованию и карьере в принципе. 

«Сейчас молодежи все врут – врут учителя, врут родители, врут в университете, куда парень пошел учиться на экономиста, – говорит Александр. – Никто честно не говорит, что потребность в экономистах минимальна».

В итоге молодые вырастают с неоправданными иллюзиями. А нужно честно сказать на какие профессии будет спрос в ближайшие годы, а на какие нет, дать ему адекватный совет, куда стоит идти, считает Александр. Именно эту амбициозную задачу и хочет решать SmartStart. То есть, обломав зубы на реализации маленькой идеи, создатели компании решили взяться за большую. 

Осенью выйдет третья версию приложения, которая будет интегрироваться не только с «ВКонтакте», но и с «Фейсбуком». Сама логика работы этого продукта изменится. В новой версии не нужно будет задавать параметров поиска вакансии – на основании информации, предоставленной на странице пользователя, приложение будет само показывать все подходящие вакансии. Благодаря этому Свинин планирует выйти на самоокупаемость и на порядок увеличить число пользователей.

Кроме того, сейчас SmartStrat активно налаживает сотрудничество с университетами. «По сути, мы готовы брать на аутсорсинг деятельность вузовских кадровых центров, предлагаем вузам выслать нам список специальностей, по которым они проводят обучение, а мы в ответ будем подбирать для них подходящие вакансии из того, что мы имеем, – говорит Александр. – В целом же у нас есть понимание, что рынок нужно достаточно долго развивать».

Сотрудники SmartStart

Хватит ли на это сил и денег? На данный момент в компании работают десять человек. Зарплаты сотрудников – 20 000–25 000 рублей, что, конечно, не соответствует реальной рыночной стоимости. Но все члены команды готовы работать за перспективу. Парадокс, но двигаться вперед им помогает готовность к поражению. 

«Я довольно молод, – говорит Свинин. – Может быть, это придает уверенности и силы. Я понимаю, если что, этот проект не станет моим последним».