© ИТАР-ТАСС/ Руслан Шамуков
Good morning, уважаемые пассажиры! Разговоры о том, что необходимо разрешить иностранным пилотам работать на воздушных судах российских авиакомпаний (абсолютное большинство из них произведены за пределами нашей страны), идут давно. Сегодня прямой запрет на это, причем даже для граждан союзной Белоруссии, содержит Воздушный кодекс. За последние две недели министр транспорта Максим Соколов и отвечающий за авиацию его заместитель Валерий Окулов, долгие годы возглавлявший «Аэрофлот», недвусмысленно намекнули – в ближайшее время архаичный запрет будет снят. Авиакомпании ждут этого момента (наступить он может минимум через полгода) давно и с нетерпением. Учитывая наличие информационных поводов, исследовательский центр рекрутингового портала SuperJob.ru провел опрос и среди потенциальных пассажиров, чтобы выяснить, как они относятся к перспективе лететь на воздушном судне, управляемом иностранцем. Итоги достаточно репрезентативного опроса (1600 респондентов из 208 населенных пунктов) и особенно мотивационная часть, мягко говоря, удивляют. 59% опрошенных не одобрили эту идею, прокомментировав следующим образом: «У нас в стране высшие учебные заведения выпускают пилотов – люди учатся по пять лет! Что добавляем армию безработных и этими кадрами?»; «Мало нам гастарбайтеров во дворах, так пусть еще и над головами летают?»; «Это достаточно высокооплачиваемая работа, поэтому доставаться она должна гражданам нашей страны. Пусть лучше учат наших пилотов, открывают для этого необходимые учебные заведения». За иностранцев в нашем небе высказались лишь 18% опрошенных. Их мотивация более логична: «Лишь бы это были профессионалы своего дела»; «Хочется предположить, что данный законопроект позволит привлекать только высококвалифицированных специалистов, при одном условии, что данное решение не повлияет на процесс дискриминации при устройстве на работу граждан России». Хотя и радикальное суждение «Только, если это будут пилоты из Европы, а не из стран СНГ» присутствует. Понять многих противников новых иностранцев в России вполне можно. Сегодня не только стройки и дворы заполнены гастарбайтерами. Понять, как получил разрешение на работу или вид на жительство (если они у него, конечно, есть) хватающий тебя за руку «рекламист» цветов у Киевского вокзала или персонаж, раздающий листовки у метро, достаточно сложно. И ведь «работают» они на глазах у полицейских, бдительно охраняющих транспортные объекты. Происходящее на улицах не может не вызывать раздражения и у тех, кто летает самолетами. И масштаб его, похоже, таков, что он бездумно трансформируется на решение сложнейших проблем. Ведь когда пассажир садится в отличающийся восточной роскошью (даже в эконом-классе) самолет Etihad Airways, он вряд ли задумывается над тем, что за его штурвалом не арабский шейх и уроженец ОАЭ, а гражданин Великобритании, США или Австралии. И в бюджетной авиакомпании AirBaltic за штурвалом с большей степенью вероятности окажется не латыш или гражданин Латвии, а наш соотечественник. А еще чех, испанец, итальянец, исландец, израильтянин и даже гражданин Новой Зеландии (всего представители почти 30 стран). Просто физически в Латвии не было и никогда не будет такого числа квалифицированных (это ключевое слово) пилотов, чтобы обеспечить ими бесперебойную и очень интенсивную эксплуатацию 32 самолетов четырех типов. При этом никого не волнует национальная (как и религиозная) принадлежность, да и политические и прочие пристрастия пилотов. Волнует всех профессионализм и цена. Последний фактор немаловажен. Не секрет, что зарплата пилотов доходит до трети себестоимости авиакомпаний. И расходы эти неуклонно растут. У российских авиакомпаний по итогам 2011 года расходы на отплату труда увеличились почти на треть по сравнению с предыдущим годом и составляют 8% от их общих расходов (десять лет назад – 4,4%). Причем, в отличие от топливного сбора, который пассажиры абсолютного большинства авиакомпаний платят в качестве компенсации за неуклонный рост цены на авиатопливо (и очень часто он бывает даже больше «чистого» тарифа), специального сбора на содержание пилотов не только в России, но и в мире еще никто не ввел. А уже самое время. Объявления о поиске пилотов в России можно увидеть на большинстве специализированных авиационных ресурсов. А дефицит всегда порождает рост цен. Большинство футбольных болельщиков знает, что лимит на легионеров приводит к тому, что игрок с российским паспортом, как неизбежный атрибут футбольной команды (минимум в четырех экземплярах на поле), стоит все дороже. При неизменном качестве. Ибо растят их по-прежнему мало, а востребованность определяется не профессиональными навыками и мастерством, а записью о гражданстве. Практически такая же ситуация складывается и в авиации. Ключевое различие заключается в том, что от игры футболиста зависит наше удовольствие, а от работы пилота – жизнь. И почти 59% опрошенных не задумываются, что реальные угрозы исходят не от национальности пилотов и отсутствия патриотизма, а от недостаточной квалификации и отсутствия опыта. И многие произошедшие у нас за последние годы авиакатастрофы, увы, подтверждают это. Само слово «гастарбайтер» на транспорте у нас ассоциируется с «бомбилой» на убитых «Жигулях» или лихим водителем маршрутки. Но современный «Боинг» или «Аэробус» – не «Газель», и права на управление им не выдаются райотделом в удаленном горном селении. Да и поверить в то, что жажда наживы со стороны авиакомпаний приведет в пилотское кресло дилетанта, сложно. Ведь ему вверяются не только человеческие жизни, но десятки миллионов долларов и евро, которые стоит современный самолет. А рынок услуг квалифицированных пилотов есть, и нынешние условия российских авиакомпаний на нем вполне конкурентны. Но, если верить опросу, наши граждане не готовы вместо «Доброе утро» слышать от командира корабля «Good morning».