© Flickr.com/west.m

Больше года назад Google запустила собственную социальную сеть. По данным за сентябрь, ежемесячная активная аудитория Google+ уже достигла 100 миллионов человек, а общее число зарегистрированных пользователей теперь составляет 400 миллионов. Несмотря на впечатляющий рост пользователей, ключевые проблемы своей соцсети в Google за год так и не решили: в ComScore утверждают, что пользователи Google+ в среднем проводят на сайте 3–5 минут в месяц. Версия, что соцсеть Google – это формально раздутый за счет пользователей других сервисов (поиск, Gmail), напичканный функционалом, но не работающий по прямому назначению (социальные коммуникации, обмен контентом, формирование сообществ) сервис, – все еще актуальна. 

Тем не менее у Google+ появляются неожиданные адепты. Бывший главный евангелист Apple, создатель стартапов, бизнес-консультант, маркетолог и журналист Гай Кавасаки написал целую книгу «What the Plus! Google+ for the Rest of Us», где признается в любви к социальной сети, объясняет, почему ее ждет большое будущее, и инструктирует новичков (как создавать круги, как улучшить свой профиль, как писать эффективные обновления, как реагировать на комментарии и делиться с другими пользователями фотографиями). Не хочется верить, что Кавасаки теперь стал штатным евангелистом Google и готов пропагандировать все, что его попросят. Кажется, известный маркетолог действительно верит в Google+ и даже утверждает, что испытывает в связи с ней религиозные переживания. Вот как он аргументирует свою позицию в первой главе «Why I Love Google+» (прочитать ее можно, например, здесь). Насколько убедительно, оцените сами. 

Если бы Google+ представлял из себя гаражный стартап с посевным финансированием, пишет Кавасаки, то стоило бы занять позицию «поживем – увидим», но это совершенно не тот случай. Хотя в Google и были до этого провалы (как и во многих других крупных компаниях), это совсем не означает, что компания не умеет заниматься ничем кроме поиска. Кавасаки также приводит слова вице-президента компании, курирующего Google+, Брэдли Хоровица: «Google+ – это и есть Google, это воплощение Google. Мы распространяем Google на все, что мы делаем: поиск, реклама, Chrome, Android, Maps, YouTube – каждый из этих сервисов вносит свой вклад в наше понимание того, кто вы такой». 

Второй авторитет для Кавасаки – его мама. «В некоторые вещи нужно сначала поверить, чтобы увидеть», – говорила она. Эту логику и берет на вооружение автор: «Если сложить все факторы, то Google+ получает просто гигантский потенциал. Я бы мог сравнить этот потенциал с ролью Стива Джобса в Apple (это комплимент и Google, и Стиву)». 

Факторы следующие:

У Google уже есть хороший послужной список. Google заново изобрела велосипед еще тогда, когда люди даже не знали, что его можно заново изобрести. Например, для поиска всем хватало Yahoo!, Inktomi и AlvaVista; Hotmail – было достаточно для электронной почты. У Google были ошибки, но они были у любой компании. Даже у Apple был Apple III, LISA, Newton и Macintosh Office.

Google предельно серьезно подходят к этому бизнесу. Инсайдеры говорили мне, что в компании Google+ является одним из высших приоритетов. Это не какой-то эксперимент или проект, похороненный внутри другого отдела. Парень, который руководит Google+, Вик Гундотра, подчиняется непосредственно гендиректору Google Ларри Пейджу. Google+ – это системная, корневая часть функциональности всей империи Google, и всем там будет очень стыдно, если Google+ потерпит неудачу.

У Google бесконечный источник денег и талантов. Это еще не гарантирует непогрешимость организации, что доказали Webvan (чтобы люди могли заказывать спаржу в онлайне, было инвестировано $1,2 млрд), Lehman Brothers и Enron. Однако это и не гарантирует провал. Google атакует две крупные и хорошо окопавшиеся компании, и в этой битве крайне нужны деньги и кадры.

Google владеет рекой. В древнем мифе Геракл получил задание очистить гигантские Авгиевы конюшни за один день. Для этой цели Геракл направил в конюшни реки Алфея и Пенея. Google владеет одной из крупнейших рек интернет-трафика – поиском – и может в любое время направлять людей в Google+. Например, когда Google поместила на страницу поиска стрелочку, предлагающую зарегистрироваться в Google+, это сразу сделали сотни тысяч людей.

Google владеет игровым полем. Google может гораздо больше, чем наклонять игровое поле в свою пользу, потому что это поле ей и принадлежит. Например, Google интегрировала Google+ в результаты поиска, а телефоны и планшеты Samsung продаются с предустановленным приложением Google+. Google купила телефонный бизнес Motorola, поэтому логично предположить, что какая-то интеграция будет и на телефонах и планшетах Motorola. Владельцы почты на Gmail автоматически получают учетную запись в Google+. В будущем Google+ будет встроен и в Chrome – собственный браузер Google, который недавно обогнал Firefox по популярности.