© entrepreneur.com

У этого явления множество имен: frugal (экономные, скромные), reverse (противоположные) или constraint-based (построенные на ограничениях) innovation. Журнал Economist объясняет общий смысл так: «Производственные издержки снижаются не постепенно, скажем, на 10%, а резко, например на 90%». Из Индии, где подобные идеи легли на благодатную почву, пришел еще один термин – jugaad. Это сленговое слово на хинди означает творческую импровизацию в условиях скудных ресурсов. Jugaad-стиль успел заинтересовать даже боссов производственной Америки. Еженедельник Business Week предрек модному словечку место в лексиконе консультантов по менеджменту. Tata Group, Godrej and Boyce и ряд других индийских компаний особенно преуспели в сражениях с себестоимостью. Им удалось низвести традиционно дорогой продукт до уровня копеечной безделушки и сохранить при этом базовую функцию. Дешевле аналогичные товары можно купить только у старьевщика, а их конструкцию следует признать высочайшим искусством инженерного аскетизма.

Кому же интересны фантастически дешевые продукты, которые солидные производители брезгливо называют одноразовыми? Миллиардам. По данным ЮНЕСКО, 1,4 миллиарда жителей планеты живут на доллар в день, а 2,5 миллиарда – на два доллара. Так что трудностей со спросом у компаний, выпускающих подобную продукцию, быть не должно. Проблема в другом – в нише слишком мало игроков и действительно экономичных проектов. Тем интереснее эти 7 примеров впечатляющей работы с конечной ценой.