© Валерий Шарифулин / ИТАР-ТАСС

Сегодня в правительстве обсудили программу развития транспорта на период до 2020 года, которую подготовило Министерство транспорта. Общий объем финансирования 12,5 трлн рублей, из которых 7,3 трлн – федеральные деньги, а остальные – деньги из внебюджетных источников. Несмотря на такие масштабные цифры финансирования, в программу не входят крупные стройки. Минтранс не включил в документ строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург (ВСМ1), которая стоит приблизительно 1 трлн рублей. Не учитывается строительство транспортной инфраструктуры в рамках чемпионата мира по футболу (ЧМ-2018). Кроме того, практически не учтены затраты на московский транспортный узел (в программу вошло финансирование только стадии проектирования). 

Отсутствие ВСМ не понравилось вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Полпреда в СКФО Александра Хлопонина не устроило отсутствие должного внимания к инфраструктуре своего округа. По итогам обсуждения премьер Дмитрий Медведев поручил доработать документ до 10 декабря и повторить попытку. Но принципиальные моменты, судя по всему, останутся прежними.

Больше половины всех денег, заложенных в программе, то есть более 9 трлн рублей, пойдут на капитальное строительство новых инфраструктурных объектов. На один только дорожный фонд будет потрачено около 5 трлн. На эти средства к 2020 году предполагается построить 14 000 км новых федеральных, региональных и межмуниципальных дорог, а также отремонтировать имеющиеся автодороги. По словам министра транспорта Максима Соколова, уже к 2018 году планируется привести почти весь дорожный фонд в соответствие с требованиями нормативов. Сегодня нормам отвечают меньше 40% федеральных дорог, а ситуация с региональными – и вовсе катастрофическая. Существенную часть финансирования, то есть 42%, составят внебюджетные источники. Среди них Минтранс называет инфраструктурные облигации, средства Пенсионного фонда, Фонда национального благосостояния, использовать которые можно будет после 2015 года, заимствования ВЭБ и другие. Документ предполагает, что общие инвестиции в транспортный комплекс составят 2–2,5% ВВП. Однако в министерстве все равно считают, что нужно в два раза больше. Сейчас инвестируется не больше 0,5% ВВП. Для сравнения – в развитых странах на транспортные проблемы тратится около 1% ВВП в год (там, правда, нет такой грандиозной недостачи, а значит, и таких грандиозных потребностей в финансировании). Предполагается, что по итогам реализации всех мероприятий программы транспортные издержки в себестоимости продукции с сегодняшних 25% снизятся до 10–15%. Развитая инфраструктура позволит использовать транзитный потенциал между Европой и Азией и захватить как минимум 10–15% рынка перевозок (сегодня 6%). Все это прибавит к бюджету дополнительных 1 трлн 400 млрд руб. Подвижность населения (статистический показатель передвижения одного человека в год, включая и ежедневные, и дальние перемещения) должна возрасти в 1,5 раза и составить 10 000 км в год. Это больше, чем в развитых странах, где показатель равен 7000 км в год.

В Минтрансе говорят, что программа может подвергаться корректировке вплоть до лета следующего года. Минфин уже отрезал от бюджета программы 428 млрд рублей. Министр транспорта Максим Соколов пояснил Slon, что разногласия вызвали несколько проектов. Большую часть суммы – почти 390 млрд – должны были пустить на развитие железнодорожного транспорта на восточном направлении: вторая очередь БАМ, Северная сибирская дорога и другое. «Это просто экономически неокупаемые проекты, которые требуют не просто софинансирования, а серьезных бюджетных безвозвратных грантов», – сказал Соколов. Кроме того, около 30 млрд планировалось потратить на ФЦП по развитию системы авиации и воздушного движения, которая в основном касалась районов Крайнего Севера. Не были согласованы и 9,3 млрд на поддержку субсидий для лизинга судов региональной и малой авиации.