© ИТАР-ТАСС
Москомархитектура подготовила проект застройки Болотного острова. Под стройку будут отданы охраняемые памятники культурного наследия и заповедная зона ансамбля Московского Кремля. Новые объекты появятся на месте усадьбы Харитоненко, церкви Софии и сквера на Болотной площади, Мариинского женского училища, городской усадьбы Рахманова. Территория проектирования ограничена с севера Софийской набережной, с востока Большим Москворецким мостом, с юга Болотной улицей, с юго-востока Болотной набережной, а с юго-запада улицей Серафимовича. Архитекторы обещают, что сама площадь останется свободной.
Именно так – стройками и реконструкциями «культовых площадей» – власти в разное время боролись с митингами.
Болотная площадь
Было. С прошлой зимы «Болотная площадь» в России стала таким же именем нарицательным, как всемирно известный Гайд-парк. Журналисты писали о «болотных лозунгах», «требованиях Болотной», «болотном деле», о посетителях Болотной как о целом новом классе общества. 10 декабря на Болотной прошел первый массовый митинг «За честные выборы». Он собрал, по разным оценкам, от 25 до 100 тысяч участников. Организаторы неделю ломали копья, споря, стоит ли выходить на Болотную площадь, чтобы возмутиться результатами выборов. Радикалов не устраивала и символика названия – не хотелось оставаться в «болоте», и местоположение – Болотная со всех сторон окружена водой, и пройти маршем до Кремля никак не выйдет. Так или иначе, Болотная стала символом нового массового гражданского движения за честные выборы, за политическую конкуренцию и против репрессий. Туда же оппозиция вышла 4 февраля – акция собрала от 36 тысяч до 120 тысяч участников. На Болотной протестовали 6 мая, перед инаугурацией Путина, – почти для двух десятков участников этот митинг закончился уголовным преследованием.
Станет. Москомархитектура подготовила проект застройки Болотного острова, к территории которого относится и Болотная площадь. Как рассказал «Большому городу» координатор движения «Архнадзор», концепция предусматривает застройку пустого места невысокими корпусами, вытянутыми поперек острова и выходящими на Болотную набережную, а также воссоздание снесенного в 2000 году памятника архитектуры XVII века. Известно, что часть плана разработал руководитель учебных программ «Стрелки», руководитель архитектурного бюро «Меганом» Юрий Григорян. По его проекту на территории так называемого Каменного моста должна появиться небольшая гостиница, жилой комплекс с открытыми летними террасами и пешеходная улица, с которой будет открываться вид на две башни Кремля – Боровицкую и Водовзводную. Все здания будут невысокими.
Наталья Самовер, координатор движения «Архнадзор»:
Насколько мне известно, речь идет о территории, которая простирается от Болотной площади до Софийской набережной, то есть не о самой Болотной площади. Концепция Юрия Григоряна предполагает достаточно тактичную застройку, потому что там ни в коем случае нельзя строить ничего высокого. Исторически эта территория была занята складскими и промышленными объектами, были крупные особняки вдоль Софийской набережной, в глубине квартала были не очень высокие здания – при взгляде со стороны Кремля эта территория не закрывала панораму Замоскворечья. К счастью, Григорян исходит из того же: там, насколько я понимаю, будет многофункциональная застройка с жильем, с гостиницами. И, видимо, это оптимальное решение, потому что до этого был совсем безумный проект, который предполагал строительство там крупных зданий, банков, даже международного финансового центра. Сейчас меняется собственник этой территории: на смену предыдущему приходит Сбербанк, который собирает в своих руках огромный кусок земли. Это государственный банк, и очень хочется надеяться, что это означает повышенную социальную ответственность застройщика. Речь идет еще и о том, чтобы воссоздать разрушенный памятник архитектуры – палаты Пикарта XVII века. Но нет однозначного мнения, надо ли это делать, потому что воссоздание – опасная практика, оно приучает людей к тому, что любой памятник можно разрушить, а потом воссоздать. Должны ли они быть стилизованы под старину или выглядеть современно? Это тоже отдельный вопрос.
Триумфальная площадь
Было. В 2009 году лидер незарегистрированной партии «Другая Россия» писатель Эдуард Лимонов предложил каждое 31 число собираться на Триумфальной площади за свободу собраний – именно 31-я статья Конституции гарантирует россиянам это право. Власти Москвы никак не хотели согласовывать Лимонову митинг «Стратегии-31»: площадь каждый раз оказывалась занята кем-то еще. То прокремлевская молодежь проводила там спортивные праздники, собирала кровь или поздравляла ветеранов, то Федерация автомобильного спорта устраивала свой фестиваль. Но люди выходили и на несанкционированные акции – каждая заканчивалась задержанием примерно сотни активистов. Заявителями, помимо Лимонова, традиционно были правозащитница Людмила Алексеева и член «Левого фронта» Константин Косякин. Наконец, 31 августа 2010 года, акцию не согласовали по новой причине: площадь закрыли на реконструкцию, а место сбора оппозиции обнесли забором.
Стало. Постановление «О реставрации с приспособлением к современным требованиям гостинично-офисного комплекса «Пекин» и комплексной застройке прилегающей территории» было принято правительством Москвы еще в 2002 году. Строительство подземного паркинга на тысячу машин на Триумфальной площади предусмотрено и в рамках программы реконструкции Большой Ленинградки от Манежной площади до МКАД. Перед тем как начать реконструкцию, археологи провели раскопки и обнаружили остатки первого московского кабаре, ямской слободы и купеческого дома. Археологические работы на Триумфальной закончились в октябре 2012 года, и тогда же власти Москвы объявили, что площадь вскоре будет открыта для прогулок и массовых акций. Руководитель департамента региональной безопасности Москвы Алексей Майоров пообещал: если кто-то запланирует там мероприятие и все будет в соответствии с законом, то все заявки будут рассмотрены. С Триумфальной площади исчезли шатры, которые были разбиты над местом раскопок, и строительные бытовки. Между тем главный археолог Москвы Леонид Кондрашов недавно рассказал, что проект подземного паркинга на Триумфальной пока даже не утвержден.
Наталья Самовер, координатор движения «Архнадзор»:
Речи о реконструкции пока не идет, поскольку застройщик столкнулся с очень сложной задачей. Гостинице «Пекин» необходима парковка, но Триумфальная – это место и сейчас очень насыщенное: там станция метро с двумя выходами, там подземный тоннель, там есть подземное сооружение оборонного назначения, огромное количество коммуникаций. Даже конфигурация второго выхода из метро «Маяковская» показывает, как сложно там что-либо построить. А построить там еще и подземный паркинг будет крайне сложно, особенно учитывая, что по периметру площади стоят крупные здания, в том числе памятник архитектуры – КЗ имени Чайковского. Ведь паркинг – это не только яма, это еще и выезды. Даже если удастся, большим этот паркинг не будет и сможет обслуживать только гостиницу.
Манежная площадь
Было. На Манежной площади в перестройку не раз митинговали против КПСС, в том числе во время августовского путча 1991 года. Так, 4 февраля 1990 года там состоялся самый массовый митинг протеста за всю историю советской власти, собравший до 300 тысяч человек. 14 января 1991 года на Манежной прошел митинг под лозунгом «Не допустим оккупации Литвы!» – вышло до 500 тысяч человек. 10 марта 1991 года на Манежной площади прошел самый многочисленный в истории России митинг с требованием отставки союзного правительства и передачи власти Ельцину. Главным требованием стала отмена шестой статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС. 19–22 августа 1991 года на площади ежедневно собиралось более 100 тысяч противников ГКЧП.
Стало. В 1990-е годы под Манежной площадью построили подземный торговый комплекс «Охотный Ряд». Первоначально в конкурсе на проект реконструкции выиграла архитектурная мастерская Бориса Улькина, но в итоге площадь была реконструирована по проекту «Моспроект-2» при участии Зураба Церетели. Фонтаны в Александровском саду, вошедшие в состав торгового комплекса, были построены в охранной зоне объекта всемирного наследия – Московского Кремля. По мнению ведущего архитектурного критика Григория Ревзина, строительство «Охотного Ряда» практически уничтожило Манежную площадь. К тому же от беспорядков это не спасло, а москвичи приспособились митинговать и в новых условиях. Например, 11 декабря 2010 года на площади стихийно собрались националисты, недовольные расследованием убийства болельщика «Спартака» Егора Свиридова, и митинг перерос в массовые беспорядки.
Наталья Самовер, координатор движения «Архнадзор»:
Сейчас уже понятно, что разместить торговый центр на этом месте было строительной ошибкой. И купола стеклянные, которые называют пузырями земли, и приподнятая поверхность крыши – все привело к тому, что изменилось восприятие зданий, которые окружают Манежную площадь, в том числе старого здания Московского университета: оно визуально провалилось. Смущает и странная курортная архитектура, выходящая прямо на Александровский сад, на Могилу неизвестного солдата, а про ограду Александровского сада все забыли. С 1990 года, когда Кремль стал объектом всемирного наследия, ЮНЕСКО упорно требует от РФ, чтобы была установлена буферная зона вокруг Кремля – территория, на которой невозможно новое строительство без согласования с ЮНЕСКО. Сейчас мы наблюдаем строительство стеклянных павильонов около Кутафьей башни – к сожалению, это одного порядка явления. Пока нет буферной зоны, мы не можем гарантировать неизменность вида на памятник всемирного наследия.