© Александр Уткин/РИА Новости
Под занавес осенней сессии депутатам предстоит принять в первом чтении правительственный законопроект «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Документ предусматривает поэтапный запрет курения во многих публичных местах (
Законопроект предусматривает, что розничная продажа сигарет будет разрешена только в стационарных помещениях площадью не менее 50 кв. м, а для сельской местности – не менее 25 кв. м.Ограничения по площади затронут в первую очередь мелкий бизнес. Коалиция киоскеров в начале октября написала обращение на имя премьера и президента с просьбой скорректировать эту норму, поскольку на сигареты приходится от 25% их торгового оборота. Вместе с вступающими в силу поправками в закон об обороте алкогольной продукции, вводящей ограничения по продаже пива по такому же принципу, для малого бизнеса это окажется существенным ударом, признает зампред Комитета по экономполитике Виктор Звагельский (он курирует экономическую составляющую законопроекта). В итоге такая мера может привести к росту контрафакта, с чем табачная отрасль успешно боролась, или продажи с рук. На здоровье нации это положительно вряд ли повлияет: чтобы не ходить далеко в крупный магазин, люди начнут закупать сигареты блоками, заявила на рабочей группе комитета Наталья Фонарева из ТПП. Ко второму чтению норма будет уточнена, обещает вице-спикер Думы Сергей Железняк. Ограничения по торговым площадям будут сформулированы таким образом, что необходимым условием станет обязательное наличие торгового зала, уточняет он. То есть в уличных киосках сигареты продавать будет нельзя, а вот маленькие павильоны сохранят такую возможность. Он объясняет эту необходимость тем, что даже районы Москвы очень разные, поэтому требования по минимальной площади для, например, присоединенных территорий могут оказаться трудновыполнимыми.
Будет изменена норма, запрещающая открытую выкладку сигарет. Для курильщика это означает, что он не будет видеть ассортимент продукции, поскольку ему просто предложат прейскурант на листочке, а значит – не сможет выбирать. Эта норма противоречит закону о правах потребителя и закону о конкуренции. Кроме того, получается, что даже в отношении водки действуют более мягкие меры – покупатель видит витрину и может выбирать. «Есть несколько вариантов решения вопроса: первый – пойти по пути „Ашана“, где работает система „Магазин в магазине“, но придется тогда обязать огораживать такие табачные уголки непрозрачными перегородками, а возможны ли хотя бы там внутри ограниченные рекламные мероприятия – вопрос пока дискуссионный», – говорит Звагельский. Что же касается маленьких торговых точек, то возможен вариант закрытых витрин – когда ассортимент демонстрируется по просьбе покупателя, уточняет депутат.
Ужесточения ждут закон о рекламе: по аналогии с алкогольной продукцией реклама будет запрещена даже в интернете, пообещал Железняк.
Ключевой спорный момент – запрет табачным компаниям заниматься спонсорством и благотворительностью. Раз такой запрет не был установлен для производителей алкоголя, то для принятия поправки нужно четкое понимание, что табак точно вреднее алкоголя, говорит Звагельский. Табачные компании тратят огромные средства на поддержку различных объектов культуры в обмен на размещение своего логотипа, возмущались участники рынка на рабочей группе при Комитете по экономполитике. В ответ Звагельский предложил им получить ответ от Министерства культуры: нужны ли спонсорские деньги подведомственным его учреждениям и коллективам или нет. Положение законопроекта в отношении спонсорства действительно предстоит уточнить, поскольку у России могут существовать обязательства при проведении международных соревнований, говорит Железняк. Однако даже если норма и будет смягчена, производители табака все-равно могут сталкиваться с проблемами. Так, как это произошло с JTI и Большим театром, – в ноябре ФАС признала, что брошюрой, в которой JTI был указан как спонсор, был нарушен закон о рекламе. ФАС посчитала, что и логотип компании является рекламой. Для того чтобы избежать таких случаев (если, конечно, удастся отстоять спонсорство), следует в законе о рекламе прописать, что если логотип не указывается на пачках сигарет, а значит, не является средством индивидуализации товара, то он не попадает под запретительные нормы, – то есть свои логотипы компании размещать все-таки смогут, говорит другой собеседник в «Единой России». Он напоминает, что существует еще одно решение проблемы – перенять опыт Австралии, где принято решение об унификации упаковки сигарет. Однако такое решение не устраивает табачных производителей: они оспаривают его в ВТО, куда недавно вступила и Россия, добавляет собеседник.
В пояснительной записке к законопроекту написано: «По экспертным оценкам, в России курит более 40% взрослого населения – 43,9 млн человек. Около 80% населения Российской Федерации ежедневно подвергается пассивному курению». Что ж, наверное, для оставшихся 100 млн людей – это скорее позитивные изменения.