© Viktor Koen
Есть слова, которые в устах представителей органов власти быстро становятся некими символами, утрачивая при этом изначальное содержание. В последние годы жизни СССР таковыми являлись «перестройка» и «ускорение», в более близкие к нам времена – «модернизация». В последнее время в авиационной терминологии всячески забалтывается слово «лоукостер».
На самом деле это всего лишь авиакомпания, бизнес-модель которой построена на экономии, снижении всех видов издержек, а также получении различного рода преференций, благодаря чему цены для пассажиров становятся минимальными. Правда, только на перевозку самого пассажира. Если ему захочется, например, перевезти чемодан или не участвовать в штурме самолета другими пассажирами, стремящимися занять лучшие места в салоне, или что-то перекусить на борту, и уж не дай бог изменить дату вылета, то за все эти блага придется платить (о сдаче билетов речь вообще не идет).
В российском исполнении этот термин обрел некий особый смысл. Он видится средством привлечения пассажиров и стимулом для развития отрасли. Логика понятна, население у нас в целом небогатое, значит, и летать должно недорого. В то же, что чудес не бывает, у нас никто не верит.
Очередной этап «лоукостеризации» российской авиации состоялся в Калуге. На минувшей неделе этот российский город посетил Игорь Шувалов. Вообще-то первый зампред правительства провел там совещание о ситуации на рынке лекарственных средств.
Но так как спектр его обязанностей широк и включает вопросы развития Московского авиационного узла и транспортной инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу 2018 года, то и заявление на эту тему прозвучало.
Игорь Шувалов поддержал идею превращения подведомственного МВД аэропорта Ермолино (гражданский сертификат он утратил несколько лет назад) в пункт базирования лоукостеров. Причем, не только российских, которых, вообще говоря, нет, но и иностранных. Для чего аэродрому необходимо получить статус международного.
Собственно идея превращения военного аэродрома в гражданский с последующим привлечением туда низкобюджетных перевозчиков не нова. Именно таким путем пошли в аэропорту бывшей американской военной базы Хан, расположенной в 120 км от немецкого Франкфурта, который и дал второе имя этой базе – Ryanair. Обслуживает он немногим менее 3 млн пассажиров в год. Для сравнения: «настоящий» Франкфурт – более 56 млн.
Есть и расположенный примерно в полутора сотнях километров от столицы Венгрии аэропорт Хевиз-Балатон (бывшая советская военная база). Его успехи значительно скромнее. Даже наличие рядом множества курортов и термальных озер не позволило до начала 2013 года (за почти 20 лет) привлечь в него ни одного регулярного перевозчика. Все ограничивается двумя чартерными программами из Германии и редкими рейсами из России.
Впрочем, совсем недавно прорыв все-таки был совершен. Администрация аэропорта договорилась, что туда на регулярной основе будет летать AirBaltic на 76-местном Bombardier. Правда, только летом, но зато договор подписан трехлетний. Условия этого соглашения не раскрываются, но очевидно, что за полеты на венгерский курорт латвийскому перевозчику, специализирующемуся на транзите пассажиров из Северной Европы, России и стран СНГ, будут платить. Завуалировано это звучит примерно так – соглашение подписано благодаря помощи зарубежных представительств Hungarian Tourism Plc. То есть платит коммерческая компания, отвечающая за развитие въездного туризма в страну.
Полюбившийся пассажирам из города на Неве финский город Лаппеенранта также доплачивает за полеты в свой аэропорт AirBaltic и Ryanair. Пусть деньги и небольшие, но факт остается фактом.
И все же главным обстоятельством, привлекающим низкобюджетных перевозчиков в тот или иной аэропорт, является стоимость обслуживания и топлива в нем. А теперь представим, что идея реинкарнации Ермолино «взлетела». Откуда возьмутся низкие цены на обслуживание, если необходима полная реконструкция аэропорта и ТЗК? Заплатит бюджет или найдутся коммерческие альтруисты? Кто будет доплачивать за то, что в Калужскую область прилетит, например, Ryanair? Или в порядке исключения на полеты в этот аэропорт не будут распространяться межправительственные соглашения? И это даст возможность ирландской компании летать из России не только в Ирландию? Поверить в это очень сложно, почти невозможно.
А вот в пробки на Калужском шоссе вполне верится. Из Кракова до бывшего советского военного аэродрома в Катовице (2,5 млн пассажиров в год, облюбован WizzAir и Ryanair), расположенного примерно на том же расстоянии, что и Ермолино от Москвы, нужно выезжать на специальных автобусах (гарантия доставки) за четыре часа до вылета (цена примерно 420 рублей). За сколько нужно будет выехать из Москвы, остается только гадать. И как учесть случающиеся нередко перекрытия этой трассы при проезде высокопоставленных чиновников, имеющих там дачи?
Так что «лоукостер» и инфраструктура для его работы в России остаются красивыми словами. А опыт показывает, что чем чаще их произносят на высоком уровне, тем меньше вероятность того, что сами слова материализуются.