Петр Кутис © siliconrus.com

В рамках совместного проекта с программой «Рунетология» Slon публикует интервью с представителями российского интернет-бизнеса – предпринимателями, экспертами, создателями стартапов, топ-менеджерами компаний и руководителями отраслевых организаций.

На этот раз один из создателей сайта Anywayanyday и основатель сервиса OneTwoTrip Петр Кутис рассказывает о скрытых потребностях покупателей, о том, как сложно автоматизировать процесс обмена авиабилетов, о пользе инфографики и о будущем рынка онлайн-продаж круизов.

Послушать интервью без сокращений вы можете на сайте программы «Рунетология».

О новых опциях

Есть одна штука, которую мы собираемся включить. Когда вы выбираете билет, очень важно обратить внимание не только на стоимость, время вылета и аэропорт, но и на то, какое количество самолетов вылетает или прилетает в этот период. Если мы не хотим ждать чемодан три часа, как это часто бывает в последнее время, нужно проанализировать, какие рейсы прилетают или вылетают в этот период. Если мы улетаем, то важно посмотреть, какие рейсы вылетают, в каком количестве, оценить время, которое мы проведем в очереди на паспортный контроль. Также логично посмотреть, какие самолеты прилетают в то время, когда ты собираешься брать багаж.
Мы собираемся предоставлять эти данные в виде инфографики на любой запрос. При этом люди смогут оперировать не только стоимостью и статистикой задержек, опозданий, возрастом борта, но и временем, которое они потеряют или сэкономят, когда будут проходить паспортный контроль на вылете или когда будут прилетать и забирать чемодан. 

О перспективах полной автоматизации

Я знаю, что в том же travel в Соединенных Штатах большинство постпродажных процессов уже автоматизированы благодаря авиакомпаниям, которые приобретают необходимый софт у соответствующих поставщиков. В России авиакомпании не стремятся помочь своим агентам совершенствовать постпродажные процессы, потому что на это им придется тратить свои деньги. В принципе все можно автоматизировать.

О том, почему сложно автоматизировать процесс обмена билетов

Мы практически довели до идеала автоматическую систему возвратов, сейчас мы полностью автоматизируем обмен, а это один из самых сложных постпродажных процессов. Обычно 5% билетов, которые приобретаются, либо обмениваются, либо возвращаются. Если это частично использованный полет, то очень сложно это автоматизировать, поскольку условия авиакомпаний не структурированы, они представлены в виде сплошного, неформатированного текста. Сложно написать робота, который будет корректно воспринимать эту информацию и делать расчеты.

О конкуренции с авиакомпаниями

Шестьдесят процентов всех продаж авиакомпаний осуществляется через агентов: онлайн- или офлайн-агентов. Конечно, задача любой авиакомпании – увеличить долю своих продаж, но не все авиакомпании смогут корректно продавать наборные маршруты, не только по городам, но и маршруты из нескольких авиакомпаний. Сто процентов аудитории они никогда не заберут.

О том, что система должна работать как арбитраж

Система OneTwoTrip работает как арбитраж. В момент времени, когда запрашивается перелет, анализируются цены на разных рынках. В разрезе одной авиакомпании, одного рейса цены могут различаться от 1% до 5%. Они различаются не только потому, что на разных рынках разные валюты, они различаются и потому, что количество мест, доступных для выписки, разное. Если я ищу билет Москва – Франкфурт, то в российском BSP (клиринговый центр IATA – Международной ассоциации авиаперевозчиков. – Slon) может быть доступно только три места эконом-класса, в украинском может быть пять или больше. Если человек ищет четыре места, то в России он такие билеты не найдет.

О скрытых потребностях пользователей

Мы хотим найти скрытые потребности, о которых никто не задумывался, и у нас это получается. Тем не менее если человек это увидит, он будет этим пользоваться. Например, выбирая отель в Нью-Йорке или Париже, человеку было бы интересно узнать, будет он жить в небоскребе или небольшом отеле, узнать размер его реальной комнаты, узнать, как будет выглядеть ванная, и можно будет выбрать отель по тому, как будет выглядеть ванная комната, а не по фитнес-залу.

О перспективе рынка онлайн-продаж авиабилетов

В онлайне в России продается порядка 12% всего трэвел-продукта. Не важно, это отели, авиаперелеты или железнодорожные билеты. В Европе этот показатель чуть выше 50%, в Штатах – больше 80%. Нам еще расти и расти. При этом мы видим, как авиакомпании закупают новые борта, открывают новые направления, начинают конкурировать по некоторым направлениям, по которым раньше было невозможно конкурировать. Я говорю о компаниях «Трансаэро» и «Аэрофлот», которые сейчас конкурируют по европейским направлениям. «Аэрофлот» начинает сильно конкурировать с «Трансаэро» по американским направлениям. Рынок будет расти. Возможно, в будущем будет тенденция к уменьшению комиссионной составляющей от авиабилетов.

О том, что следует развивать круизное направление

Я считаю, что самые большие перспективы – это отельный сектор, и за ним следует развивать круизные направления. Я мечтаю сделать грамотный, интересный и понятный сервис в этом направлении. Я хочу, чтобы люди понимали, что они покупают, чтобы они виртуально посетили все места, не выходя с сайта. Таких ресурсов в интернете практически нет. Рынок продаж круизов очень мал, потому что люди не знают, за что они платят деньги.

О сервисе аренды автомобилей

Есть большие проблемы у компаний, которые занимаются продажей рентакаров. Когда ты бронируешь машину, тебе пишут, что будет одна машина, потом ты приезжаешь, тебе дают другую машину, говоря, что это машина того же класса, в ней тоже четыре двери и в багажник также помещается две сумки. Я обращаю внимание на внешний фактор. Мне важно, будет это Buick или Toyota Crown, на которой в Майами ездят полицейские. Я считаю, что проблем в текущих продуктах достаточно много и мало кто их решает. Я считаю, что booking.com – это не финальная стадия эволюции бронирования номерных фондов в онлайне. Я считаю, что их можно потеснить.

О том, что инфографика полезнее текста

Важно не переборщить, важно не идти по тем же дорожкам, по которым идут все остальные. Большинство игроков на российском отельном рынке занимаются тем, что переводят текст об отеле с английского языка на русский, но чем человек более образованный, тем меньше он читает, тем меньше он обращает внимание на текст. Мы считаем, что лучше подавать все в виде инфографики, потому что она считывается легче, если она сделана правильно. При этом не надо тратить кучу денег на перевод информации о том, кто этот отель построил или где он находится. Лучше показать часть карты, иконки, дату постройки, этажность, размеры комнат, цены.