Эльвира Набиуллина © Валерий Шарифулин / ИТАР-ТАСС
Сегодня Эльвира Набиуллина познакомилась с депутатами Госдумы, которые утвердили ее в качестве будущего руководителя Банка России. Парламентарии в течение часа расспрашивали ее о том, как изменится работа ЦБ с ее приходом. Среди глобальных вопросов из серии «как спасти Россию?» звучали и более простые. «Очень неправильно, что на купюре 500 рублей 1998 года изображены Соловки и храмы без крестов, ведь это не только деньги, но и символика государства, что делать с такими купюрами?» – озадачился Ярослав Нилов из ЛДПР. «Законопроект о стройсберкассах был заблокирован, а его принятие позволило бы получить квартиры 15 млн российских граждан, вы как новый глава ЦБ поддержали бы его?» – спросил Иван Грачев из «Справедливой России». Наряду с вопросами в адрес Набиуллиной звучали и обвинения. «Министерству экономического развития под вашим руководством не удалось поддержать экономический рост при высоких ценах на нефть, удастся ли вам это сделать в новой должности?» – съязвил Валерий Гартунг из «Справедливой России».
После таких вопросов у Набиуллиной читалось на лице: «Что я здесь делаю и кто все эти люди?» Но удар будущая глава ЦБ держала достойно, отвечая на все вопросы одинаково спокойно. Основные претензии к ЦБ у депутатов свелись к тому, что банки не могут снизить ставки по кредитам реальному сектору из-за дорогого и малодоступного рефинансирования. «Что вы планируете сделать для поддержания реального сектора? – спрашивал сегодня новую главу Банка России коммунист Владимир Федоткин. – Сейчас происходит финансовое обескровливание реального сектора – до 70% средств, выделяемых государством на поддержку сельского хозяйства, идет на погашение дорогих кредитов, крестьянам нужно все до копейки отдавать банкам». Марина Мукабенова из «Единой России» отметила, что поддержка ЦБ особенно важна после вступления России в ВТО. Набиуллина ответила, что ВТО никак не повлияла на кредитные ставки, а повышение доступности ресурсов ЦБ для банков, кредитующих экономику, будет происходить через расширение залогов системы рефинансирования.
Про снижение процентных ставок ЦБ Набиуллина сказала уклончиво, но с намеком, что это возможно: «Ставки у нас ниже инфляции, но они оставляют простор для маневра». При этом она отметила, что одним снижением ставок не помочь: реальный сектор сам должен сокращать издержки, разрабатывать эффективные проекты. Набиуллина дала понять, что поддержание экономического роста – это все-таки прерогатива правительства. Для ЦБ сейчас важная задача – это борьба с инфляцией, отметила она. Снижение инфляции до
Депутатов также волновал отток капитала. Григорий Куранов из «Единой России» интересовался экспертным мнением Набиуллиной: каковы причины бегства капитала и можно ли считать оттоком экспансию российских предприятий за рубежом. Игорь Лебедев из фракции ЛДПР назвал «губительной» тенденцию, при которой активы выводятся из России: деньги зарабатываются здесь, а хранятся за рубежом. «В связи со взятым курсом на деофшоризацию какая политика будет у ЦБ?» – поинтересовался он. Про причины оттока Эльвира Набиуллина предпочла умолчать, а про свою роль сказала, что ее задачей будет не допустить, чтобы финансовая система была причиной бегства капитала, но, по ее мнению, и законодателям нужно поработать в этом направлении – ликвидировать схемы, позволяющие выводить активы.
Несмотря на трудные и порой даже злобные вопросы, Госдума большинством голосов поддержала утверждение Набиуллиной на пост председателя Банка России. По словам первого вице-спикера Госдумы Александра Жукова, предложенная кандидатура очень удачна. «Доверие и предсказуемость – вот чего ждут от нового главы ЦБ», – сказал он. Между тем депутаты из фракции КПРФ голосовали против. По мнению Вадима Кумина из КПРФ, сегодняшняя модель экономического роста себя полностью исчерпала.«События на Кипре показали, что без контроля за трансграничными операциями страна теряет десятки миллиардов долларов», – посетовал он, указав еще и на провалы в банковском надзоре, за которые неплохо бы ввести уголовную ответственность. «КПРФ не может поддержать кандидатуру, но готова сотрудничать, если уважаемая Эльвира Сахипзадовна решит обозначенные проблемы», – поставил коммунист ультиматум.
В своем выступлении и ответах на вопросы депутатов Эльвира Набиуллина ясно дала понять, что резких изменений с ее приходом в работе ЦБ не будет. В частности, она заявила, что кадровой революции ждать не стоит. Это подтверждают и опрошенные Slon источники в ЦБ и правительстве. «На первом этапе все будет по-прежнему, Сергей Игнатьев будет ее советником, а значит и серым кардиналом в ЦБ», – рассказывает источник Slon в правительстве. По словам источника в Минэкономразвития, у Набиуллиной не было своей команды в ведомстве: все ее подчиненные были, по сути, «людьми Грефа» (экс министр экономического развития, ныне глава Сбербанка). «Такого сейчас нет, чтобы она предлагала своим бывшим подчиненным поработать в ЦБ», – добавляет источник в ведомстве. Директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко в эфире телеканала «Дождь» предположил, что в ближайшие полгода ждать каких-либо радикальных действий от Набиуллиной не стоит: «У нее уйдет как минимум полгода, чтобы разобраться в механизме работы Банка России».
Между тем источники Slon говорят, что Набиуллина заинтересована в том, чтобы на место Константина Шора, который уходит с поста главы МГТУ ЦБ, поставить «своего человека». В частности, называется кандидатура Сергея Алексашенко, но сам Алексашенко в разговоре со Slon эту информацию не подтвердил. «Конечно, Эльвира Набиуллина не причастна к вопросам банковского надзора, монетарной политики и будет опираться на действующих руководителей ЦБ, но вполне возможно, что, освоившись, она сама или по совету свыше захочет провести кадровые перемены, руководителю такого ранга нужны люди, которым он может стопроцентно доверять», – рассуждает источник в правительстве.