Спецслужбы США арестовали российского хакера, который по совместительству оказался еще и сыном депутата. Перед грозящей России волной новых международных санкций это может выглядеть как демонстрация реальной мощи Америки и даже как зашифрованное послание: благодаря нашим законам мы и без международного сообщества можем посадить кого надо. Все вы у нас под «юридическим колпаком».
Само по себе «дело сына депутата» отнюдь не прецедентно и является только одним из целой череды резонансных дел, в ходе которых наши соотечественники оказывались в американской тюрьме на весьма длительные сроки. Для того чтобы понять, как функционирует эта система и кого еще могут «захватить, осудить и посадить», полезно взглянуть на то, чему нас учат предыдущие дела.
Тайский «оружейный барон»
Когда арестовали Виктора Бута, все думали, что судят «оружейного барона» и ни с кем из среднестатистических людей такого случиться не может. Хотя, если применить логику и посмотреть на вопрос с юридической точки зрения, становится понятно, что человек занимался тем, чем в свое время занимались тысячи и тысячи разных бизнесменов по всему миру на абсолютно легальной основе. Оружие вообще продают тем, кто в нем нуждается, то есть собирается воевать и кого-то, естественно, убивать.
Мог ли Бут предположить, что «его» оружием будут убивать американских солдат? Да, с учетом размаха американских интересов и размера армии любой, кто имеет отношение к производству или торговле оружием, должен держать в уме такую возможность. Но в таком случае первым человеком, охоту на которого стоило объявить всем секретным службам США, стал бы известный конструктор Калашников. Уж его-то автоматами поубивали американских солдат гораздо больше, чем каким-либо другим оружием со времен Войны за независимость.
Прецедент Бута может быть логично развит: вы продали какой-либо организации что-нибудь совершенно невинное: туристические палатки, суповые наборы, партию мужских трусов, наконец. Потом выясняется, что на момент продажи США признали эту организацию «террористической». И вы уже со всем персоналом фирмы на потенциальном крючке у спецслужб самой могущественной страны в мире. Может быть, и забудут, а может быть, через пять лет арестуют вашего бухгалтера в Таиланде и впаяют в справедливом американском суде присяжных лет двадцать, потому что террористы убивали американских солдат, натянув трусы, которые продала им ваша фирма. «Дело Бута» четко дало понять: кто в мире «плохие» ребята (террористы, сепаратисты и т.п.), а кто «хорошие» (повстанцы, реформаторы), определяет только американская юстиция, и то, что думают на эту тему остальные, включая международные организации, ей безразлично.
Либерийский летчик
«Дело летчика Ярошенко» – еще более интересный прецедент. Ладно, Виктор Бут был человеком, как говорят, «с соответствующей репутацией», которого, в силу опыта и рода деятельности можно хоть как-то выделить из его коллег. А Ярошенко вообще никаким особо близким к криминалу и терроризму бизнесом не занимался. По крайней мере какой-либо существенный компромат на него, кроме пресловутой «наркоторговли», не обнаружен. Был он то ли мелким авиаперевозчиком, то ли экспертом по техническому состоянию самолетов, каких сотни; судя по всему, еле сводил концы с концами и готов был подрядиться на любую работу в крайне небезопасной Африке.
Говорили ли ему, что придется везти что-то подозрительное или нет, достоверно установить уже даже в самом наисправедливейшем суде невозможно. Правда, трудно сомневаться, что профессионально обученный спецагент может при желании развести непрофессионала на разговор, который американские присяжные поймут именно так, как это необходимо стороне обвинения. По крайней мере пара дюжин моих друзей и знакомых в соответствующих ситуациях произносили фразы «грохнуть», «замочить», «дать на лапу», «это ему так с рук не сойдет» и тому подобное. В американском суде при настойчивом обвинении и правильно подобранных присяжных шансы на оправдательный приговор у них были невелики: слово специальных агентов великого государства, подкрепленное аудиозаписью, явно бы перевесило.
«Дело Ярошенко», таким образом, развивает прецеденты на тему «схватить, судить и посадить в США» далее: даже человек, занимающийся самым мелким бизнесом, в соответствующих обстоятельствах может быть спровоцирован и может попасть под раздачу. Причем право многих цивилизованных стран относится к теме провокаций спецагентов «под прикрытием» весьма спокойно: главное, чтобы они сами не организовывали преступления, а остальное пройдет.
Мальдивский хакер
И, наконец, «дело хакера Селезнева». И тут американская Фемида и активно сотрудничающее с ней международное сообщество преподносят нам новый урок. Итак, человек (сын депутата), спокойно себе живя в России, пару лет вроде как хакерствовал и «заимствовал» деньги из американских банков у честных американских налогоплательщиков. Хакерство как деятельность, непосредственно не связанная со взломом банковских сейфов и стрельбой в охрану, дает удивительное чувство безнаказанности: сидишь себе в каком-нибудь районном сибирском городке в однокомнатной квартире без обоев (это, правда, не наш случай) и грабишь потихоньку «Сити-банк».
Все бы было хорошо, поскольку Россия по Конституции «своих не выдает», а за взлом американского банка сейчас могут дать не десять лет строгого режима, а какой-нибудь достойный орден, но временная безнаказанность притупила чувство самосохранения. Грабишь честных американских и европейских граждан – отдыхай в новоприобретенном Крыму, а не на разных островах, где американские спецслужбы чувствуют себя как дома. А раз поехал – потом доказывать что-либо бесполезно. Законодательство и США, и многих европейских стран содержит положения, согласно которым деяния лиц, связанные тем или иным образом с соответствующей страной (юрисдикцией) или оказывающие негативное влияние на ее граждан или компании, могут быть судимы и наказуемы по законам именно этой страны. И судебная практика трактует эти положения весьма и весьма широко: и перевод через корреспондентские счета американских банков, и звонки через американских телефонных операторов – все это юрисдикция США. Из-за подобных юридических трюков ведущие европейские банки и платят сейчас многомиллиардные штрафы «американскому народу». И если огромные финансовые институты, которые способны нанять всех юристов Нью-Йорка для своей защиты, ложатся под американскую юстицию и предпочитают с ней договариваться, чтобы заплатить поменьше, то какой-то несчастный российский хакер (пусть даже и сын депутата) для нее просто на один зуб. Еще один урок распоясавшимся российским киберпреступникам и знаменитой «русской мафии».
Спасение утонувших
Все широкоизвестные и малоизвестные прецеденты захвата американской Фемидой людей в разных юрисдикциях и их последующего осуждения американскими судами могут быть суммированы в нескольких элементарных принципах.
Во-первых, США и другие страны (по мере возможности, наглости и политической необходимости) делали это и будут продолжать делать, поскольку экстерриториальное применение определенных законов (о терроризме, наркоторговле, киберпреступности, коррупции) составляет в их понимании один из краеугольных камней современного правового миропорядка. И без этого миропорядок, по их мнению, просто рухнет.
Во-вторых, указанные страны прекрасно понимают, что всех они не переловят и не пересажают, но периодические профилактически-педагогические мероприятия необходимы и будут только учащаться.
В-третьих, определить, кто еще из россиян или граждан СНГ попадет под раздачу и окажется в американской тюрьме на пару десятков лет, практически невозможно. В этом отношении американские спецслужбы напоминают стаю обезьян с гранатами. Ни одна юридическая фирма не возьмется просчитать все риски человека, который, скажем, «немного поураганил» в девяностые или нулевые. Что же остается? Очевидно, всем желающим выехать за рубеж – думать о своих рисках и юристах, к которым они могут, в случае чего, обратиться; России – об организации системы юридической поддержки граждан в подобных ситуациях; США – об организации специальных тюрем «для русских». А по большому счету, следует расслабиться: все равно с этой системой ничего поделать нельзя. Просто порядок в мире сейчас такой, и определяет его отнюдь не Россия.