Фото: REUTERS / Alexander Demianchuk

Денежные регуляторы (правительство и ЦБ) отметились довольно мягкими, но вполне определенными заявлениями о курсе рубля. Премьер Дмитрий Медведев сообщил, что нам не нужно ни избыточного ослабления, ни переукрепления рубля. Впервые власти заговорили о «переукреплении». А первый зампред Центробанка Ксения Юдаева заявила, что укрепление рубля закончилось. А потом, как будто немного испугавшись своих же слов, поправилась: «Частично закончилось». Почему денежные власти России нажали на тормоза усиления рубля именно сейчас?

Закончилось ли укрепление рубля?

Период укрепления рубля в 2015 году продолжается уже три месяца, с начала февраля. И только в последние дни динамика рубля немного развернулась в сторону ослабления, но пока все остается вполне в рамках коррекции тренда к росту курса рубля (прямая красная линия на графике).

За без малого три месяца наша валюта укрепилась с более 70 рублей за доллар до менее 50 – на 40%, отыграв половину своего прошлогоднего падения. И пока об уверенной смене тренда говорить слишком рано. Рубль может в дальнейшем стабилизироваться или пойти в любую сторону.

Зачем зампред ЦБ сделала заявление о курсе рубля?

Юдаева говорит не о факте, сложившемся на рынке, а только о своем мнении, своем прогнозе. И это странно – обычно топы ЦБР не дают определенных прогнозов, отличающихся от официальной позиции. Юдаева не эксперт и не аналитик, она член совета директоров ЦБР, лицо, принимающее решения, которые прямо влияют на динамику курса рубля.

Следовательно, Центробанк ее устами доводит до сведения общественности, рынка и спекулянтов, что считает дальнейшее укрепление рубля неприемлемым. А вот это уже может быть серьезно.

Ксения Юдаева сослалась на цены на нефть, но, прямо скажем, ЦБ не является авторитетной организацией для прогнозирования нефтяных цен. Сегодня они подросли до уровня выше $60 за баррель, завтра упадут до $50 (например, из-за прогресса в переговорах о снятии санкций с Ирана) или вырастут до $70 (например, из-за провала тех же переговоров). Так что цены на нефть сами по себе еще не причина для громких заявлений о прекращении укрепления рубля.

Почему рубль не должен был укрепляться?

Поведение рубля в течение последних трех месяцев – абсурдно. Его укрепление происходило вопреки российской макроэкономике, мировой нефтяной конъюнктуре и геополитике.

Впервые с 2009 года в первом квартале 2015 года фиксируется спад ВВП и промышленности, заметный рост безработицы, мощный скачок инфляции, Россия по-прежнему в международной изоляции и под действием жестких финансовых санкций, заставляющих ускоренно «сжигать» свои валютные резервы.

Повышение цен на нефть в феврале не стало новой тенденцией, последние три месяца они ходят разнонаправленно в промежутке $55–65 без какого-либо выраженного тренда. Да и прямой привязки рубля к нефтяным ценам нет, ведь он укрепился за этот период на 40%.

Минские договоренности по Украине не стали даже поводом для рассмотрения вопроса о снятии санкций с России. И, вероятно, уже не станут, – стороны не слишком скрупулезно их придерживаются. Возгорание тлеющего пока пламени войны кажется вполне вероятным сценарием.

И тем не менее рубль укрепился. Почему?