Фото: Coletivo Marquise

Каково это – быть невидимым? – с такого литературно-философского захода начинается опубликованная 23 апреля в журнале Nature статья шведских нейробиологов, создавших в лабораторных условиях иллюзию невидимости у человека.

Мировая литература пронизана этим сюжетом – от диалогов Платона до «Невидимки» Уэллса и «Властелина колец» Толкиена. Однако все это лишь художественные умопостроения, никто не представляет себе, как чувствует себя невидимый человек на самом деле. Точнее сказать, не представлял до последнего времени.

Иллюзорное наличие темнокожей резиновой руки помогает уменьшить расистские предрассудки у добровольцев

Пока речь идет не о настоящей шапке-невидимке, а лишь о виртуальной. Недавние эксперименты с оптическими свойствами материалов дают надежду, что рано или поздно у нас появится если не шапка, то что-то вроде экрана-невидимки, но пока что ученым удалось спрятать за такой экран аквариумную рыбку и кошку. И пока ученые-оптики тренируются на кошках, их коллеги психологи, заручившись поддержкой компьютерных инженеров, изучают возможные последствия невидимости для человеческой психики. Допустим, человек, как та рыбка, станет невидимым для окружающих, но как изменится его собственное восприятие себя? Какие могут быть у невидимости когнитивные последствия?

Чтобы выяснить это, ученые Арвид Гютерстам, Захарья Абдулкарим и Хенрик Эршон из Каролинского института использовали шлем виртуальной реальности. С его помощью они сначала создали у человека устойчивую иллюзию невидимости, а затем проверили, как это иллюзорное ощущение влияет на поведение в обществе и самочувствие.

Собственно, такие обманки (перцептивные телесные иллюзии) ученые исследуют уже не первый год и сделали с их помощью множество удивительных открытий в области нейробиологии нашего восприятия собственного тела. Например, в классическом эксперименте 1998 года было показано, что человека можно запросто приучить воспринимать резиновый муляж как свою собственную руку. Для этого нужно спрятать его собственную руку под покрывало так, чтобы из-под него вместо руки торчал резиновый протез, а затем синхронно касаться палочкой или кистью резинового муляжа и настоящей руки. Чувствуя прикосновения и глядя на то, как лаборант касается при этом резинового муляжа, постепенно человек начинает всерьез считать муляж своей рукой.

Дальше происходит совсем удивительное: человек начинает как будто чувствовать касание, когда видит, что касаются резинового протеза даже тогда, когда его собственную спрятанную под одеялом руку уже давно оставили в покое. Как такое возможно? Очень просто (точнее, конечно, очень сложно). Восприятие себя, собственного тела и его частей соткано из множества одновременных ощущений – зрительных, тактильных (то, что мы чувствуем кожей) и проприоцептивных (то, что мы чувствуем мышцами). Обман основан на явлении, которое ученые называют пространственно-временной перцептивной конгруэнтностью: то, что ты видишь, совпадает во времени и пространстве с тем, что ты чувствуешь кожей и мышцами, и твой мозг постепенно начинает верить в иллюзию. Все сигналы из разных концов тела и распределенные во времени поступают в кору мозга, где и формируется интегральное представление о руках, ногах и так далее, которое мы не делим на составляющие, как не препарируем симфоническую музыку, когда ею наслаждаемся.

Если создать иллюзию переселения в тело ребенка, это меняет не только ощущение самого себя, но и картину мира

А вот ученые препарируют и обнаруживают, что в этой сложной симфонии сигналов от разных органов чувств нет незаменимых: даже если выключить отдельные инструменты (например, тактильные сигналы), мелодия (ощущение собственной руки) все равно никуда не денется. Раньше считалось, что для формирования иллюзии с подставной рукой нужен непременно резиновый муляж, который напоминал бы руку. Однако те же Арвид Гютерстам и Хенрик Эршон два года назад доказали, что наш мозг обмануть не сложно, он рад обманываться настолько, что можно натренировать его ощущать даже пустоту как часть собственного тела.

В работе, опубликованной в 2013 году, они продемонстрировали, что у здоровых людей (не ампутантов) можно сформировать телесные ощущения по отношению буквально к пустому месту, то есть привить человеку невидимую третью руку.