Спутниковый снимок. Кинсберг, США.

Спутниковый снимок. Кинсберг, США.

Google Earth

Работать со спутниковыми данными дорого и сложно: снимки до сих пор нельзя покупать нужными порциями, поэтому их стоимость может доходить до нескольких тысяч долларов за штуку. Большинство средних и мелких предпринимателей даже не думают о таких технологиях — не по карману, да и самому не разобраться с тяжелыми исходными файлами.

Все это означает, что есть пустующая ниша и отличная возможность для революции. И одними из первых ее разглядели Александра Кудряшова и Екатерина Котенко-Ленгольд — девушки из России, переехавшие в США. Их компания ImageAiry, недавно слившаяся с американской Astro Digital, рассчитывает — ни больше ни меньше — сделать услуги по космической и аэрофотосъемке доступными любому фермеру или владельцу придорожной заправки. Теперь заказчики могут запрашивать самые разные спутниковые снимки и собирать, как в конструкторе, собственную карту с любыми информационными слоями.

На орбиту без посредников

До последнего времени поставщики спутниковых данных работали только с крупными заказчиками — оборонными или добывающими предприятиями. Они продавали сразу большие объемы, специалисты вручную обрабатывали сырые массивы для каждого клиента.

ImageAiry начиналась как маркетплейс, который связывает небольших заказчиков с поставщиками спутниковых данных и помогает автоматически получать готовые данные в нужном объеме, ни за что не переплачивая. ImageAiry (а после слияния — Astro Digital) не только играет роль посредника. Они создали возможность встраивать интерактивные карты с трансляцией в реальном времени и в приложения (посредством технологии API), и в сайты (с помощью эмбед-кода). Если разработчики подключаются по API, у них больше возможностей: по запросу можно получить на карте самые разные данные: погода, рельеф, постройки — в нужном разрешении и для нужной территории.

Например, вы открываете фирму по продаже оборудования для чистки бассейнов в США. Чтобы объехать все штаты и узнать, где есть или строятся бассейны, у вас бы ушли месяцы на разъезды, не говоря уже о сотнях литров бензина. Теперь всю эту информацию можно получить со спутниковых снимков, причем можно подсчитать число бассейнов, а потом настроить оповещения о появлении новых — через автоматический анализ серии снимков. Так вы сможете увидеть, что в одном районе внезапно появилось сразу несколько новых огромных бассейнов (может быть, кто-то решил построить аквапарк и вы можете стать его поставщиком?). Можно настроить оповещения о любых важных изменениях на местности: наводнениях, пожарах или просто переполненной парковке у супермаркета.

Опубликованные спутниковые снимки засухи в Калифорнии в октябре 2013 года

ImageAiry

Все до сих пор думают, что в спутниковой съемке главное — высокое разрешение. Но это не так, потому что такие снимки сложнее обрабатывать, они тяжелее. Для применения в сельском хозяйстве, в природопользовании куда важнее частота, с которой можно снимать один и тот же участок. Landsat 8 снимает поверхность земли каждые 16 дней — если фермер будет следить только по его снимкам за полем пшеницы, он пропустит набег саранчи и спустя две недели узнает, что его поля опустели. Поэтому цель стартапа — подключить как можно больше провайдеров, чтобы у пользователей был широкий выбор по локациям снимков, по их разрешению и другим параметрам.

Больше не всегда лучше

Александра Кудряшова и Екатерина Котенко-Ленгольд

ImageAiry

Создатели ImageAiry — Екатерина Котенко-Ленгольд и Александра Кудряшова — и не думали, что будут работать с технологиями дистанционного зондирования Земли. Котенко-Ленгольд, окончив школу в 14 лет, изучала компьютерную безопасность и управление бизнес-проектами в МИФИ, а менеджмент инноваций — в НИУ ВШЭ. Потом она прошла отбор в Сколковский институт науки и технологий, где познакомилась с Кудряшовой. Впоследствии они отправились по совместной программе учиться менеджменту ИТ-проектов в MIT. Девушки загорелись идеей поучаствовать в MIT$100K, известном конкурсе бизнес-проектов. Котенко-Ленгольд вспомнила, что, делая исследование по использованию спутниковой съемки для бизнеса, она удивилась, как мало небольших компаний работают с ней. Девушки стали читать обзоры по теме, говорить с экспертами (в MIT их куратор как раз работал с космическими технологиями) и нашли стоящую бизнес-идею.

«Мы подумали, какая огромная разница между тем, что может дать космическая съемка, и тем, что она дает сейчас, — говорит Котенко-Ленгольд. — Большинство спутников ведет съемку 24×7, и ежегодно запускаются десятки спутников. Данные от них мертвым грузом хранятся у провайдеров. А у таких, как мы, руки чешутся, когда мы видим, что что-то недоиспользовано».

Котенко-Ленгольд и Кудряшова решили сделать универсальный сервис для бизнеса. В MIT$100K проект дошел до финала (на том этапе был только лендинг «на коленке»). Когда девушки вернулись с последней питч-сессии в комнату Котенко-Ленгольд, они окинули взглядом кучу блокнотов с записями экспертных мнений и выдержек из исследований рынков, стопки бизнес-планов — о том, чтобы бросать начатое, не было и мысли.