Декан Экономического факультета Московоского государственного университета (МГУ) имени М.В.Ломоносова Александр Аузан.

Декан Экономического факультета Московоского государственного университета (МГУ) имени М.В.Ломоносова Александр Аузан.

Коммерсант / Петр Кассин

Попытки придумать для России внятную национальную стратегию развития и, самое главное, воплотить ее в жизнь за последние 15 лет постоянно терпели неудачу. Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан, похоже, не теряет надежду на то, что такой документ когда-нибудь, наконец, появится. На диспут-клубе АНЦЭА экономист рассказал, почему прошлые варианты вроде «Стратегии-2020» не были успешными и предложил свое видение развития страны до 2030. Slon Magazine воспроизводит выступление Аузана.

Я считаю, что [постсоветский] транзит был необычайно успешным, потому что это был транзит от экономики дефицита к обществу потребления. Попробуйте доказать, что мы не прошли эту колоссальную дорогу от дефицита экономики 80-х годов до, я бы сказал, лопающегося от пармезана общества потребления 13-го года. Поэтому во многом точка, в которой мы находимся, определяется не неудачей транзита, а его успехом.

Начнем с предшественников. Я здесь за точку отсчета беру первую официальную стратегию, которая почти была принята. Я напоминаю, что программа Грефа 27 июня 2000 года была рассмотрена на заседании правительства Российской Федерации, принята за основу и больше к этому вопросу не возвращались. Концепция долгосрочного развития России – КДР-2020 – была подписана председателем правительства Владимиром Владимировичем Путиным в октябре 2008 года через две недели после крушения мировых рынков и начала мирового кризиса. Все сценарии ушли – и в этот момент была утверждена концепция.

Стратегия-2020 (обновленный вариант КДР, разработанный экспертами в 2011 году. – Slon Magazine), вообще говоря, представляет собой набор альтернативных вариантов экономической политики. На вопрос, какой же вариант выбирать, правительство так и не ответило, поэтому стратегия-2020 несомненно успешна, потому что она готова к применению в любой момент. Оттуда, насколько я понимаю, были применены бюджетное правило и налоговый маневр в некотором противоречии друг с другом.

Если говорить о развитии понимания в этих стратегических документах, то это, конечно, происходило, потому что первый был интересен уже потому, что это реальная действующая программа первого срока Путина, когда прошли вполне такие очевидные и результативные реформы. Второй документ очень технократически хорошо сделан, потому что там выставлены целевые показатели количественные, они завязаны между собой. Эта работа была бы хороша, если бы мы понимали, куда мы идем. И наконец, третий документ по существу описал всю палитру возможностей.

Поскольку выбора не произошло, получается, что мы за 15 лет стратегирования не ответили на вопрос: «А собственно куда мы идем?» Все стратегии в данном случае про то, насколько быстро нужно двигать веслами, вопрос «Куда плывем?» не поставлен. Поэтому мне представляется, что это есть центральный вопрос, с которого придется начать. А куда же в это время шел реальный сдвиг? Если Леонид Маркович (Григорьев, главный советник руководителя Аналитического центра при правительстве РФ. – Slon Magazine) говорил о динамике социо-экономических показателей, то мне, конечно, гораздо удобнее показывать, что происходило с социальным контрактом, то есть обменом ожиданий населения на определенные установки власти, ценности, которые предлагались, и последствия этого для экономической политики.

Убрать выборы губернаторов? Можно убрать выборы губернаторов, хотя веселее с выборами

Я напомню, что впервые формулировка «общественный договор» появилась как раз в первой программе Грефа, и там это называлось «Налоги в обмен на порядок». Формула, по-моему, была довольно точной. Она работала в первые годы, но потом произошел сбой. С чем он был связан? Ну, например, с тем, что начался не только рост в стране, который имел внутренние источники, но и конъюнктурный рост нефтяных доходов. И подобно тому, как это произошло с самотлорской нефтью в 60-е, было принято решение не в пользу реформ, а в пользу ренты. Вследствие этого и ожидания цены поменялись, и установка власти поменялась, потому что довольно долго мы существовали в благополучных условиях, в условиях обмена стабильности на лояльность. Шел рост реальных доходов. Власть не вмешивалась в экономические и личные дела населения. Население не вмешивалось в дела государства и было согласно на ограничение своих прав в политике. Убрать выборы губернаторов? Можно убрать выборы губернаторов, хотя веселее с выборами.

Абхазия, Крым, Арктика – это некоторая компенсация того, что страна движется все медленнее и все менее результативно

Сложнее стало, когда экономическая конъюнктура ухудшилась. Во время кризиса 2008–2009 года пришлось пойти на модификацию. То, что мы сделали накачку доходов бюджета в пенсионеров, дало выход из кризиса, облегчило политически власти тяжелый электоральный кризис 2011–2012 года, но при этом дало очень плохие макроэкономические последствия, потому что экономика была не в состоянии дальше тащить этот груз.