Активисты "Правого сектора" блокируют трассу у пункта пропуска "Чонгар".

Активисты "Правого сектора" блокируют трассу у пункта пропуска "Чонгар".

ИТАР-ТАСС / Архип Верещагин

Меджлис крымских татар заблокировал поставки украинских товаров в Крым. Акция протеста началась 20-го сентября – на пунктах пропуска между Херсонской областью и полуостровом. Заявленная цель – добиться от России освобождения политзаключенных и прекращение давления на крымские СМИ.

Из комментариев происходящего уже можно собрать яркие бусики.

Москва подает это все как акцию запрещенного в РФ «Правого сектора» (активисты которого и впрямь присоединились к блокаде). Крымских татар предпочитают не упоминать – чтобы не рушить миф о тотальной радости национального меньшинства по поводу смены флагов в Крыму. В Крыму угрожающе пишут о том, что перед лицом продуктовой блокады крымчане только сплотятся и порадуются новому гражданству. А кто-то и вовсе пишет о том, что блокада – это символ отказа Киева от Крыма.

На самом деле нет. Более того: продуктовая блокада – это история про возвращение Крыма в Украину. Как минимум, в медиасфере.

Так уж сложилось, что последние полтора года тема Крыма из украинской повестки была полностью исключена. О нем говорили спорадически и дальше общих фраз о том, что Украина считает его своим, речь не заходила. Единственной повесткой, которая существовала у официального Киева в отношении полуострова, была бизнесовая.

Ни у кого нет сомнений в том, что требования меджлиса – те, что о политзаключенных и свободе слова, – Кремль выполнять не станет

Год назад в Киеве приняли закон о крымской СЭЗ. Единственная цель этого документа – позволить украинским олигархам работать в Крыму в обход появивишихся юридических препон (у многих из них остались на полуострове торгово-розничные сети и заводы). Благодаря СЭЗ они смогли беспошлинно ввозить товары в Крым, продавать их там, а налоги платить в крымский российский бюджет. Настоящее налоговое порто-франко. Черная дыра с суммарным товарооборотом до одного миллиарда долларов в год.

Собственно, именно против этой схемы сегодня выступает меджлис крымских татар. Пикантности ситуации добавляет то, что меджлис – неофициальное этническое правительство – оказался тем представительным органом, который не признал российский суверенитет над полуостровом. Его лидерам – Мустафе Джемилеву и Рефату Чубарову – был запрещен въезд в Крым. Крымский прокурор Наталья Поклонская даже пыталась запретить СМИ упоминать о существовании такой организации.

И вся история с продуктовой блокадой – это как раз попытка меджлиса изменить правила игры.