Здание аэропорта в Донецке, где велись продолжительные бои между армией ДНР и Нацгвардией Украины

Здание аэропорта в Донецке, где велись продолжительные бои между армией ДНР и Нацгвардией Украины

Александр Худотеплый / ИТАР-ТАСС

Еще несколько лет назад слово «донецкие» было украинским синонимом влиятельности. «Донецким» был тогдашний президент Украины. «Донецким» был спикер парламента. «Донецким» был премьер. Из донецких практически полностью состояло украинское правительство. И донецкие регистрационные номера на хорошей машине были в Киеве такой же приметой принадлежности к власти, как сейчас – признаком принадлежности к обеспеченным беженцам.

В чем состоял секрет донецкого успеха, притом что представители области никогда не могли реализовать свои шансы в годы существования Украинской ССР, традиционно уступая куда более влиятельным днепропетровцам? Во-первых, в промышленном потенциале, при этом куда менее завязанном на военно-промышленном комплексе, чем та же Днепропетровщина или Харьковщина. После краха СССР это отсутствие зависимости от ВПК стало иметь решающее значение. Во-вторых, в наличии сплоченного регионального электората, который при необходимости можно было использовать в протестных целях. В-третьих, в оформлении единого криминального клана, который прошел через силовую замену авторитетов, но остался все той же «малиной единомышленников». И все же для прихода к власти во всеукраинском масштабе это оказалось недостаточно.

Символом краха «донецких» оказался огромный и пустой аэропорт, через бизнес-залы которого они выходили, прилетев из не любимой ими – и не любившей их – украинской столицы

Для того чтобы «донецкий» стало синонимом слова «властный», необходим был серьезный раскол в украинской элите, который произошел в последний период президентства Леонида Кучмы. Леонид Данилович видел своим преемником молодого банкира Виктора Ющенко – воспитанника погибшего при до сих пор невыясненных обстоятельствах «отца» украинской финансовой системы Вадима Гетьмана. Ющенко стал главой правительства после переизбрания Кучмы на второй срок, и передача ему власти могла обеспечить президенту и гарантии безопасности, и симпатии на Западе, так как многие партнеры Украины воспринимали нового премьера как перспективного реформатора. Однако кандидатура Ющенко вызывала неприятие у части президентского окружения во главе с вице-спикером Виктором Медведчуком, известным своими тесными неформальными контактами с российскими политиками и предпринимателями.