XXII Международная выставка «Мир автомобиля – 2013» в Санкт-Петербурге.

XXII Международная выставка «Мир автомобиля – 2013» в Санкт-Петербурге.

Илья Выдревич / Интерпресс / ТАСС

Политические предпочтения россиян по разным регионам страны примерно одинаковы: все любят президента Путина. Однако в сферах, где люди получают возможность «голосовать рублем», наблюдается большее разнообразие. Купить отечественную машину – это явно более глубокое проявление патриотизма, чем футболка с «самым вежливым из людей» или наклейка «На Берлин!» на заднем стекле Volkswagen или BMW.

Разумеется, большинство людей выбирают машину не по идеологическим, а по вполне прагматичным соображениям. Тем более в нынешние кризисные времена: за 2015 год продажи новых автомобилей рухнули на 36% – до 1,6 млн машин. И тут российским маркам легко конкурировать за счет их невысокой цены. В прошлом году Lada Granta была самой популярной моделью по продажам новых автомобилей в 48 регионах из 83, показывают данные «Автостата».

С другой стороны, у продукции АвтоВАЗа есть серьезные конкуренты-иномарки, многие из которых собираются в России. В абсолютных цифрах доминирование Lada не столь очевидно. Марка по-прежнему занимает первое место по продажам в РФ, но на нее приходится только 17% продаж, в то время как Hyundai и Kia уже заняли по 10% рынка каждая (информация Ассоциации европейского бизнеса за первые 11 месяцев 2015 года).

На приведенной карте кое-где в европейской части страны «Ладу» выбивают с первого места Kia Rio, Hyundai Solaris и Renault Duster. В Сибири и на Урале можно увидеть явно выраженный анклав любителей Hyundai, а на Дальнем Востоке живут самые настоящие патриоты, предпочитающие внедорожники UAZ Patriot. Сферы влияния с ним делят кроссовер Toyota RAV4, Lada 4×4 (она же «Нива») и пикап Toyota Hilux.