Фото: Варвара Лозенко
Помимо раздела с краткими пересказами заслуживающего внимания нон-фикшена, Slon Magazine запускает серию интервью о чтении с предпринимателями и деятелями культуры. Будучи и тем и другим, Илья Осколков-Ценципер стал первым в этой рубрике: в 1999 году он основал журнал «Афиша», в 2009-м – стал сооснователем института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» и соавтором программы перезапуска парка Горького. В 2014 году создал сервис по ремонту типовых квартир «Сделано» и бюро Tsentsiper, занимающееся брендингом и проектированием интерфейсов. Среди первых клиентов – «Почта России», ВДНХ, правительство Воронежской области.
О чтении как образе жизни
Я читаю, когда чищу зубы, и близок к тому, чтобы научиться читать, завязывая шнурки. У меня много работы и маленький ребенок, зато я редко хожу в театр, почти не хожу на тусовки и таким образом освобождаю массу времени для чтения. Сидеть в выходной день вечером дома и читать – это немножко несвойственная нашему времени практика, но я именно так и делаю. Все время, которое я не занят детьми, работой или выпиванием с друзьями, я читаю. Я не понимаю, откуда берется мое чтение. У меня нет никакого ресурса, за рекомендациями которого я бы следил, поэтому чтение мое носит совершенно хаотичный характер.
При этом я почти совсем перестал читать художественную литературу. Единственное исключение – что-то из классики, которую прочитал в 16 лет, но теперь мне никуда не надо отчитываться о прочитанном, поэтому получаю гораздо большее удовольствие от процесса. Но в основном это разнообразный нон-фикшен, и 90 процентов – на английском.
Я читаю много разных книжек по истории, архитектуре, широко понимаемому дизайну, урбанистике и про всякую всячину вроде книг по истории гастрономии (из недавнего, например, выдающаяся книжка Джеймса Дэвидсона «Courtisans and Fishcakes», про древнегреческую еду и Платона). Сам я не готовлю почти никогда, но мне почему-то интересно, откуда какие продукты взялись и почему их готовят так, а не иначе.
В основном читаю в киндле. Но чем больше удовольствия я получаю от того, как, а не что написано в книге, тем больше мне хочется читать этот текст на бумаге. Большая часть моей библиотеки осталась у бывшей жены, так что у меня сейчас нет особых отношений с конкретными изданиями, хотя я легко могу представить, что мне захочется этого. Кроме того, я живу между Москвой и Нью-Йорком и не знаю, где буду жить дальше, а обладание библиотекой очень тесно связано с уверенностью, что завтра ты будешь жить там же, где вчера. Читаю я одновременно несколько книг, иногда по 10–12. Наверно, наше сознание стало настолько фрагментарно и привычно к формату ленты фейсбука, что переносит этот принцип и на чтение.
О том, какие книги не стоит читать целиком
С толстым нон-фикшеном есть фундаментальная проблема: большинство книг в восемьсот или тысячу страниц не стоят того, чтобы их дочитывать. Ваш сервис с краткими пересказами в два счета заменит все эти тома. Из прекрасной книжки Томаса Пикетти «Капитал в XXI веке» я прочитал, наверно, страниц 250. Чтобы чтение огромного тома нехудожественного текста имело смысл, это должен быть либо совершенно выдающийся язык, который доставляет удовольствие сам по себе, либо набор поразительных анекдотов. Во всех других случаях семи (или, реже, семидесяти) страниц достаточно, чтобы понять, что имел в виду автор.
На основании одной простой мысли несложно написать триста страниц текста. Однако условный бестселлер New York Times «Роботы скоро захватят все рабочие места» не имеет смысла читать целиком, потому что единственная оригинальная мысль автора вынесена в заглавие книги.
Ради чего стоит читать нон-фикшен целиком? Ради самого «дыхания автора», общения с личностью, с которой вам хочется проводить время. Если книга просто «полезная» или «важная», то нет никакого смысла тратить на нее время, читайте пересказ.