Станислав Красильников / ТАСС
Глядя на любой документ, всегда можно кое-что узнать о его авторе, его адресате и об их отношениях. Финансово-экономическое обоснование самой противоречивой инициативы последнего времени, «пакета Яровой», содержит полезные сведения и о Думе, и о том, для кого она пишет законы, и о том, как она относится к гражданам (спойлер – без интереса).
«Пакет Яровой», который был принят этим летом, дает возможность требовать от интернет-провайдеров и телефонных компаний, чтобы те хранили и предоставляли по запросу государства все, что каждый пользователь просмотрел, отправил или наговорил в течение полугода.
Если бы это требование было адресовано самим пользователям, им (нам), чтобы хранить эту информацию и предоставлять к ней доступ, вероятно, пришлось бы покупать второй компьютер. И хотя требование закона адресовано к операторам и именно они будут совершать необходимые покупки, счет в итоге все равно оплатит пользователь, и ему (нам) же нести риски утечки этой информации – ведь у государства до сих пор утекало все что угодно: от проводок ЦБ до переписки председателя правительства. Раньше операторам было запрещено собирать конфиденциальную информацию пользователей – теперь же им это прямо предписали.
Пользователям телефона и интернета, а значит, более-менее всем, угроза очевидна. Петицию в пользу отмены пакета на «официальном» и неудобном для доступа сайте roi.ru подписали уже почти 100 тысяч человек (такое число голосов набирают единицы обращений), а на change.org – почти 400 тысяч. Бизнес оценил стоимость реализации упомянутых требований «пакета Яровой» в 5 трлн рублей. В общем, речь идет о нерядовом законе, который в финансовом и человеческом плане затрагивает каждого. Тем интереснее сравнить оценки граждан и депутатов, которые этих граждан (по крайней мере, по Конституции) представляют.
Комментаторы говорят о «пакете Яровой», однако на деле это не один закон, а два, у каждого из которых есть отдельное финансово-экономическое обоснование. Рядом с этими двумя есть и примечательный третий – принятый этим же летом пакет поправок Ирины Яровой и ее соавторов в закон о торговле. Поправки затрагивают каждого потребителя и ужесточают закон, который ведущие российские экономисты призывали вообще не принимать. Стоимость реализации этих поправок эксперты оценивают в выглядящие скромно на фоне знаменитого пакета 0,5 трлн рублей, а оценки депутатов содержатся, как и положено, в финансово-экономическом обосновании этого закона.
Все три закона (поправки в УК и УКП, поправки в закон о торговле, поправки в другие законы) имеют дословно совпадающее финансово-экономическое обоснование длиной чуть больше твита:
«Принятие данного законопроекта не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также не повлечет каких-либо изменений финансовых обязательств государства».
Многотриллионные оценки трат граждан в этих обоснованиях превратились не просто в нули, а в несуществующие статьи расходов: это расходы бюджета оцениваются как равные нулю, а расходы граждан не оцениваются вовсе. В практическом смысле слова они – и тут можно сомневаться, расходы граждан или и граждане тоже – равны нулю по определению.