Tesla Model X

Tesla Model X

Benoit Tessier / Reuters

На прошлой неделе Tesla объявила о начале производства машины с полноценным автопилотом, который, если верить Илону Маску, начнет работать уже через год. Появятся ли серийные автомобили-роботы в 2017 году?

Автопилот или ассистент

В сентябре Министерство транспорта США впервые выпустило документ, регламентирующий использование автономного транспорта. Ничего принципиально нового в нем нет – все стандарты взяты из промышленной робототехники. Но примечателен сам факт политической и законодательной поддержки отрасли, описания механизмов финансирования и направлений ее развития. Теперь в США, по сути, определены правила игры. Это может сократить время внедрения технологий на 3–5 лет и помочь привлечь дополнительное государственное и частное финансирование. Главный политический лозунг документа: «В США ежегодно в авариях гибнет 35 тысяч человек, 94% по причине ошибок человека. Это можно исправить и спасти сотни тысяч жизней». В России, как известно, ситуация с гибелью на дорогах ничуть не лучше. Как автономные автомобили могут изменить это?

В мире есть две наиболее известные классификации автопилотируемых автомобилей – NHTSA и SAE. Все современные ассистенты водителя (driver assistant), включая установленный на Tesla, сейчас двигаются от первого ко второму уровню по этим классификациям. Если нулевой уровень автопилота – это системы оповещения, не имеющие возможности управлять (сюда включаются, например, парктроники), то первый и второй предполагают уже полноценную передачу роботу функций управления автомобилем – торможения, парковки, удержания полосы и руления.

Разница в уровнях, по сути, в степени контроля водителем за автопилотом. На первом уровне водитель должен не спускать глаз с дороги и быть готовым в любую секунду продублировать действия автопилота. На втором ему достаточно следить за ситуацией на дороге в целом и быть готовым взять управление на себя в случае приближения к перекрестку. Первый уровень автопилота требует от водителя самостоятельно перестраиваться из полосы в полосу, а в случае ошибки берет управление на себя и блокирует перестроение. На втором он перестраивается самостоятельно – достаточно дать команду, например как в Tesla, включив соответствующий поворотник.

Третий уровень предполагает полный контроль автомобиля автопилотом на отдельных участках дороги, например на автобанах. Volvo уже анонсировала полномасштабный тест ста автомобилей на дорогах общего пользования в следующем году. Уровень 4 предполагает полный контроль автомобиля автопилотом во всех ситуациях, кроме форс-мажорных – например, сильного ливня или зимней Москвы. Уровень 5 – это уже как в фильмах о будущем: на нем можно отправить автомобиль с автопилотом привезти тещу с дачи, ткнув точку на карте.

Каждый водитель с ассистентом скажет, что пару раз система его по-настоящему выручала

Современные ассистенты поначалу сильно раздражают водителя, их хочется отключить. Я накатал на автомобилях с разными ассистентами водителя не одну тысячу километров. Некоторые не дают перестроиться в другой ряд, если не включен поворотник, другие при повороте даже на небольших скоростях могут неправильно оценить траекторию и включают систему экстренного торможения. В плохих метеоусловиях эти системы работают еще хуже, а некоторые ситуации вообще не распознают – например, белый автомобиль при ярком солнце на светлом асфальте. Но большинство водителей все-таки отмечают, что ассистенты чаще помогают при потере концентрации, чем подводят. Каждый водитель с ассистентом скажет, что пару раз система его по-настоящему выручала.

Сейчас я езжу на Tesla и после громкой аварии могу сказать, что проблема компании в том, что в погоне за PR производитель назвал своего ассистента некорректным в данном случае словом «автопилот». От Илона Маска все настолько ждут чудес, что презентовать автомобиль с функционалом, который есть у конкурентов уже пару лет, он просто не может.