В ближайшие десятилетия объем пассажирских перевозок в мире, как ожидается, будет расти параллельно с ростом экономики. Согласно прогнозу Международного транспортного форума, с 2015 по 2050 год показатель увеличится с 50 трлн до 120 трлн пассажиро-километров. Рост ожидается во всех видах транспорта, хотя будет неравномерным – больше в авиации (в среднем 4% в год), меньше в железнодорожных перевозках (2%). Это соотносится с прогнозами о росте трафика, опубликованными ранее Организацией экономического сотрудничества и развития.
Эксперты отмечают растущую роль высокоскоростных железных дорог – транспортных линий со скоростью 200–250 километров в час и выше. «На многих маршрутах, в Европе и Азии, такие проекты привели к снижению воздушного трафика или даже полностью заменили его, – констатируют авторы доклада Международного транспортного форума. – Это произошло в Испании, на маршруте между Мадридом и Севильей, во Франции, между Парижем и Лионом, в Китае, между Уханем и Нанкином». Хотя они считают, что глобальный эффект от развития этого вида транспорта пока ограничен.
Однако возможности железнодорожного транспорта растут. Пару лет назад японский поезд на магнитной подушке зафиксировал рекордную скорость – более 600 километров в час, хотя фактически при пассажирских перевозках поезда не разгоняются до таких скоростей. Южная Корея заявила о намерении создать поезд, способный двигаться почти со скоростью звука, – около 1000 километров в час.